Поздравляем со славным юбилеем!
70 лет
со дня рождения
создателя и бессменного Главы Николаевского землячества Москвы
Владимира Николаевича ХРИСТЕНКО
Желаем Вам, дорогой Владимир Николаевич, крепкого здоровья, счастья и новых выдающихся успехов в Вашей созидательной общественной работе и
вдохновенной, плодотворной историко- литературной деятельности!
В нашей прессе появились переводы двух статей известного китайского баскетболиста Сюй Чженпина, участвовавшего в покупке на Черноморском судостроительном заводе тяжелого авианесущего крейсера «Варяг», ставшего теперь китайским авианосцем «Ляонин». Первая статья посвящена непосредственно продаже «Варяга», а вторая – проблемам при буксировке авианосца в Китай...
Можно долго оперировать сухими цифрами экономической статистики, которые в украинском случае впечатляют уже сами по себе даже далекого от экономики обывателя. Но случаются и события-маркеры, гораздо лучше любых цифр показывающие степень деградации. Таким маркером, например, стало предложение ЕС выпускать собачьи ошейники одному из лидеров советского ракетостроения «Южмашу»...
Николаев был центром кораблестроения Российской империи и Советского Союза. Здесь делали рыболовецкие суда, танкеры, крейсеры, подводные лодки и все советские авианосцы. В 1794 году с верфи Николаевского адмиралтейства был спущен первый корабль — фрегат "Святой Николай". В советское время адмиралтейскую верфь заменили три огромных судостроительных завода - Черноморский, "Океан" и имени 61 коммунара. Все советские авианесущие крейсеры, в том числе и последний оставшийся у России "Адмирал Кузнецов", были построены в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе. А теперь...
Совершенно случайно довелось мне недавно участвовать в передаче Андрея Малахова «Пусть говорят», которая выходит на первом общероссийском канале по вечерам. Оговорюсь сразу - сам бы не
пошёл на это ток- шоу ни за что. Но! Накануне мне позвонили
администраторы Малахова и настойчиво уговаривали принять участие именно в
этой передаче, поскольку тема как- никак связана с Николаевом...
25 сентября 2012 года в городе Далянь (бывший российский порт Дальний) был торжественно передан военно-морскому флоту первый китайский авианосец «Ляонин» («LiaoNing»), бортовой номер 16. Это бывший тяжелый авианесущий крейсер «Варяг», построенный в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе.
Ни в одном из изданий мира не отмечено, что Николаев – не только столица судостроения, но и город… часовых дел мастеров. Если быть точным, то благодаря землякам в далеком 1974 году были восстановлены самые главные часы бывшего СССР – кремлевские куранты...
Юрий Макаров – мой сокурсник. В 1952 году мы поступили на кораблестроительный факультет Николаевского кораблестроительного института им. адмирала С.О.Макарова и в марте 1958 года стали инженерами-кораблестроителями. Мы оба учились хорошо. Но, если в свободное от занятий время я больше занимался общественной работой, был комсомольским активистом, то Макаров много внимания уделял работе в студенческом научном обществе на кафедре строительной механики корабля...
Юрий Никулин. Старший сержант. Участник Финской и Великой Отечественной войн, защитник Ленинграда. Награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
Имя городу, который в 1789 году вместе с корабельной верфью был заложен на слиянии Буга и Ингула, дал князь Потемкин-Таврический. Он назвал его «Николаевым» в честь взятия Очакова — события, которое произошло в день св. Николая. И первый военный корабль — фрегат «Святой Николай», — который построили в этом городе, также назвали в память этого дня.
В январе 2012 года общественность Николаева и коллективы судостроительных предприятий страны будут отмечать столетний юбилей одного из видных руководителей отрасли А.Б.Ганькевича.
Мне довелось в течение 1959-1973 годов лично общаться с Анатолием Борисовичем.
Представляем программную статью известного николаевского судостроителя, в прошлом начальника бюро по авианесущим кораблям отдела главного конструктора Черноморского завода Валерия Васильевича Бабича. Автор полагает, что наступило время предпринять кардинальные шаги для возрождения николаевского судостроения...
В памяти народной вечно будет жить
беспримерный подвиг советских людей в Великой Отечественной войне. Сотни
заводчан, взяв в руки оружие, ушли на фронт. Многие трудились для
победы в тылу. Завод дал фронту не только смелых, отважных воинов, о
которых мы писали раньше. Славный боевой путь прошли в годы Великой
Отечественной войны и корабли, построенные на наших верфях.
Владимир Григорьевич Шухов никогда не жил в Николаеве. Он был в нашем городе несколько раз проездом. Известно, что знаменитый инженер в 1889 году останавливался здесь на ночевку по дороге на ялтинскую дачу Ольги Книппер, в 1910-м он присутствовал на открытии Аджигольского маяка, а в 1915-м его пригласили на спуск нефтеналивной баржи собственной конструкции со стапелей завода «Наваль». Вот и все присутствие. Однако биографы Шухова — дочь Елена и правнук Владимир — отмечают интерес великого изобретателя к военному судостроению и бытовым проблемам населения корабельного края.
Весной 2001 года в Музей истории Киева обратились научные сотрудники Гамбургского института социальных исследований, приехавшие в Украину специально для атрибутации некоторых фотоснимков из архивоф ФРГ, сделанных в период Второй мировой войны на оккупированных вермахтом территориях. Так в Киеве впервые увидели отпечатки с цветной пленки AGFA, отснятой немецким военным фотографом Иоганнесом Хёле, служившим в 637-й роте пропаганды, входившей в состав 6-й германской армии, захватившей столицу УССР. Фотографии датируются 1 октября 1941 года.
27 января Валерию Бабичу, николаевскому судостроителю и автору книг об авианосцах, исполняется 70 лет. Предлагаем читателям беседу с ним журналиста «Вечернего Николаева».