Поздравляем со славным юбилеем!
70 лет
со дня рождения

создателя и бессменного Главы
Николаевского землячества Москвы


Владимира Николаевича
ХРИСТЕНКО

Желаем Вам, дорогой Владимир Николаевич,
крепкого здоровья, счастья и новых выдающихся
успехов в Вашей созидательной общественной работе
и вдохновенной, плодотворной историко-
литературной деятельности!














БЫТЬ ИЗ НИКОЛАЕВА, ЭТО:

  • знать, что такое: «Сухой» , «Намыв», «Водопой», «Ялты», «Абиссиния», «Соляные», «Ракетка», «Аляуды»;

  • фразы «я на Горбатом» и «я на Совке», «я в Мультике», «я в Сказке» тебя совершенно не озадачивают;

  • при жаре +40°С все прочие хватаются за сердце, а ты расправляешь жабры;

  • у тебя своё понимание, что такое «Дубки», «Лески» и «Роща». И это точно не про деревья;

  • «Алые паруса» — это вовсе не книга и не оснастка судна…

  • выражение «пойти по Большой» у тебя не вызывает вопросов, так же, как и «пойти по Малой» и вовсе не про нужду;

  • знать, что на «ДорМашине» при ливне плавают машины;

  • тебя не смущает, когда произносят, что ездил за книгами на «Толчок»;

  • штормовое предупреждение — не повод не выходить из дома;

  • из центра пешком до любого района от силы час-полтора пешком, если быстро;

  • люди с удочками на набережных и мостах — привычная картина, хотя никто никогда не видел, чтобы хоть кто-нибудь хоть что-нибудь поймал;

  • точно знать, как выглядят самые красивые девушки в мире.


 

 

 


ВходДомойО землячествеНовостиСправочникДокументыСтатьиБизнесКультураСовет ветерановЖенский клубФотографииВидеоФорумКонтактыКарта сайта

Русский On-line переводчик RU/UA Украинский

Здесь вы можете подписаться на получение по e-mail извещений об обновлениях сайта (для зарегистрированных пользователей)

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ


Мы поддерживаем обмен ссылками с дружественными сайтами. Вы можете установить у себя нашу «
кнопку»:


© При копировании и цитировании материалов обязательна активная ссылка на сайт:

© Николаевское землячество в Москве © 2024


»


webdesign: panko
Счетчик посещений
Хостинг от uCoz


Вы здесьсекунд


Личные сообщения
(Новых: )
 Аналитика и публикации
Главная » Статьи » Аналитические статьи » Николаевское судостроение

От паруса до авианосца
«Большое видится на расстоянии…»
 
Есть имена, при упоминании которых в памяти людей неразрывно возникают дела и свершения. Возьмите только некоторые: С.П.Королев, О.К.Антонов, В.М.Глушков, Н.М.Амосов, Б.Е.Патон. В Николаевской области и в кругу судостроителей страны имя Юрия Ивановича Макарова – знаковое. С ним неразрывно связаны трудовые победы флагмана отечественного судостроения Черноморского судостроительного завода и построенные в Советском Союзе авианосцы. 2 июня исполняется 10 лет со дня его смерти. Своими воспоминаниями о Ю.И. Макарове и размышлениями об этой незаурядной личности делится бывший первый секретарь Николаевского обкома партии Л.Г. Шараев.
 
Юрий Макаров – мой сокурсник. В 1952 году мы поступили на кораблестроительный факультет Николаевского кораблестроительного института им. адмирала С.О.Макарова и в марте 1958 года стали инженерами-кораблестроителями. Мы оба учились хорошо. Но, если в свободное от занятий время я больше занимался общественной работой, был комсомольским активистом, то Макаров много внимания уделял работе в студенческом научном обществе на кафедре строительной механики корабля у профессора А.Г.Архангородского. А основным его увлечением были яхты. С ранней весны и до поздней осени он после занятий пропадал на водной станции института. За это время он сменил не одну яхту, но каждую из них к сезону доводил своими руками. Не могу сказать, что в гонках и регатах он часто завоевывал призовые места, но парусом управлял отлично. Акваторию от Николаева до Одессы и Севастополя знал наизусть. Его яхта всегда выглядела, как говорят, «с иголочки».
Наверное, это качество – все доводить до совершенства – он сохранил на всю последующую жизнь.
 
После окончания института мы оба начали трудовую жизнь на Черноморском судостроительном заводе: я в цехе достройки траулеров, он – в сборочно-сварочном. С того времени мы не прекращали общения, кроме тех семи лет, когда я работал в Киеве и Луганске.
 
Романтика моря у Юрия Макарова переросла в серьезную творческую потребность – строить корабли. На заводе он прошел большой жизненный и профессиональный путь. Черноморский судостроительный завод обладает высокой степенью автономности, является уникальным комплексным предприятием судостроительно-машиностроительного типа, крупнейшим среди аналогичных предприятий не только Европы, но и мира. Опыт строительства более 60 проектов судов и кораблей позволял создавать любую судостроительную продукцию, а также десятки тысяч машин, механизмов, оборудования различного назначения.
 
Генеральный директор ЧСЗ Ю.И. Макаров с делегацией Министерства обороны СССР. 
На переднем плане маршал Д.Т. Язов
 
В то время, когда Ю.И.Макаров работал заместителем директора завода по производству траулеров типа «Маяковский», коллектив достиг ежегодного выпуска 24 судов и одного сверхпланового. В это же время черноморцы начали строить более совершенные траулеры типа «Пулковский меридиан». Как главный инженер он всего себя отдавал развитию завода, совершенствованию технологии производства и улучшению условий труда и быта работников.
 
14 лет Юрий Иванович возглавлял Черноморский судостроительный завод. Занять пост директора после легендарного корабела А.Б. Ганькевича – не так-то просто. Надо обладать не только знаниями, умением руководить, надо еще самоотверженно работать, уметь отдавать себя делу, которому служишь. Выросший в заводской среде, последовательно прошедший разные должности, 
Ю.И. Макаров стал достойным преемником, умело продолжил все творческие начинания своего предшественника. Директор – это элита, «штучный товар», лидер, человек, который в силу определенных обстоятельств знает больше и видит дальше. Именно таким был Ю.И. Макаров. Он сочетал в себе колоссальный объем инженерных, научных знаний, огромное упорство в достижении поставленных целей, большие организаторские способности, ответственность.
 
Работая первым секретарем обкома партии, я не реже одного раза в месяц посещал Черноморский судостроительный завод то ли с целью ознакомления с делами на заводе, то ли с необходимостью присутствовать на рабочих и партийных собраниях в цехах и отделах, знать настроения и проблемы в коллективах.
Если оценить настрой генерального директора и коллектива в то время (1979-1993 гг.), то реальный вывод один: работа на перспективу. Вспоминаю, с каким моральным удовлетворением Ю.И. Макаров знакомил с расширением возможностей сборочно-сварочного цеха, с новой набережной для авианесущих кораблей, показывал возможности трейлера для транспортировки 350-тонных блоков из сборочно-сварочного цеха на предстапельную позицию, пригласил подняться в кабину одного из двух 900-тонных козловых кранов, позволявших на нулевом стапеле монтировать 1500-тонные блоки.
 
На рабочем столе у него, кроме оперативных документов, помню, лежали два причудливых предмета, которые у каждого посетителя вызывали интерес – что это? Юрий Иванович, давая подержать, обстоятельно объяснял, что все страны, в силу своих возможностей, борются за полезные ископаемые. И если материковая часть земного шара уже поделена, то просторы океанов изучены слабо. А на дне Мирового океана немало железно-магниевых конкреций, в которых процент железа на порядок выше, чем в железной руде. Завод строил несколько судов «Морской геолог», задача которых – изучать глубины океана, и, при нахождении полезных ископаемых, «застолбить» эту территорию для страны. К сожалению, сегодня Украина в этих процессах не участвует.
С Ю.И. Макаровым черноморцы построили сотни судов разного назначения. Вершиной их деятельности стало сооружение авианосных крейсеров «Новороссийск», «Адмирал Горшков» («Баку») и «Адмирал Кузнецов» («Тбилиси»). Печальной оказалась судьба «Варяга», проданного Китаю по стоимости металлолома, и «умер» на стапеле еще более совершенный корабль с атомной установкой «Ульяновск».
 
Юрий Иванович с морскими лётчиками после удачных полётов на авианесущем крейсере
 
Говоря о Ю.И. Макарове, не могу не отметить его активную позицию в решении всех социально-экономических проблем города и области. Будучи членом обкома партии и исполкома областного Совета, он понимал, что по нему ориентируются все другие руководители области.
Все, без исключения, чем бы он ни занимался – новые проекты кораблей, строительство цеха крупнопанельного домостроения, возведение домов на Намыве, создание пансионата «Судостроитель» в Мисхоре, организация заводского подсобного хозяйства в Баштанском районе и многое другое – он делал настолько обстоятельно и с полной отдачей, что казалось: именно это и есть его главное детище.
Юрий Макаров создал хорошую команду руководителей, но не упускал и вопросы подготовки рабочих – судосборщиков, сварщиков, монтажников, станочников. Он был сторонником того, что «человеку надо дать не рыбу, а удочку, не подачки – а работу». Он лично глубоко вникал в основные технологические и организационные процессы. Все, кто сталкивался с Макаровым, знали: его требование – делать дело основательно, добротно, надежно.
 
Наверное, сорокалетний опыт яхтсмена и тридцатилетний опыт строительства и сдачи судов научили его во всем докапываться до мелочей. Как он сам отмечал, «с ненадежными якорями, рулем, рангоутом, такелажем и парусами – я бы на яхте в море не выходил».
Ю.И. Макаров жестко ставил вопросы перед заказывающими управлениями Военно-Морского Флота о своевременной и полной отработке комплексов электронного вооружения и об обеспечении боеспособности корабля. Особые трудности возникали с авиаторами. Впервые было введено понятие АВК – авиационное вооружение корабля. При строительстве комплекса в Саках для отработки взлетно-посадочных операций (так называемой «Нитки») он постоянно сам контролировал ход работ. На ходовые испытания и проведение стрельб ездил обязательно. Юрий Иванович лично знал каждого летчика-испытателя и обстоятельно слушал их доклады о замечаниях после каждого полета.
 
От моделей парусников до авианосца...  Ю.И. Макаров с юными судомоделистами Николаева
 
Те, кто читал книгу Ю. Макарова «Авианосец», отмечают, как подробно автор излагает не только организационные, но и инженерно-технические трудности, которые довелось решать при взлете и посадке самолетов на корабль. Помню, насколько доходчиво он мне рассказывал об устройстве и принципе действия аэрофинишеров.
Он гордился тем, чему отдавал себя сполна, и отстаивал свое мнение. Когда перед коллективом завода ставилась задача по производству товаров народного потребления, он не сразу соглашался, и говорил: «Ладно, кастрюли, игрушки пусть будут китайскими, но корабли все же нужны свои».
 
Известно, что уровень развития судостроения является обобщающим показателем научно-технического состояния страны. Особенно это относится к военному кораблестроению. В сооружении больших кораблей участвовала вся страна. И очень важно, чтобы многотысячные поставки каждого изделия были на уровне последних достижений науки и техники. В выступлении перед коллективом по возвращении с ХХVII съезда КПСС Ю.И. Макаров сказал: «Я хотел бы напомнить слова Фредерика Жолио-Кюри: «Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию». К сожалению, мы являемся свидетелями того, насколько справедлива эта оценка. Ныне в стране утрачена система карьерного роста молодежи. А ведь со студенческой скамьи молодой человек должен думать о том, что ему предстоит созидать, а не распределять. Тогда и уровень знаний повысится, и целью будет не «получение корочек» за деньги, а именно знания.
За время жизни Юрия Ивановича Макарова и 10 лет после его смерти все изменилось: мир, страна, люди, которыми он управлял и которые им управляли. Но сохранилась память о его делах и свершениях.
 
     За это мы ему благодарны.
                                                                                                 Леонид Шараев
 
 
 
   Леонид Гаврилович Шараев
(род. 1935 г.) Первый секретарь Николаевского обкома КП Украины с 16 октября 1980 г. по 25 мая 1990 года.  
В настоящее время заместитель председателя Николаевского землячества в Киеве. 
      Читайте о Л. Г. Шараеве на нашем сайте материал В. Христенко «Шараев курган»
Категория: Николаевское судостроение | Добавил: hristenko (30.05.2012) | Автор: Христенко ВН e-mail
Просмотров: 2192 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© Николаевское землячество в Москве © 2024