Имя городу, который в 1789 году вместе с корабельной верфью был заложен на слиянии Буга и Ингула, дал князь Потемкин-Таврический. Он назвал его «Николаевым» в честь взятия Очакова — события, которое произошло в день св. Николая. И первый военный корабль — фрегат «Святой Николай», — который построили в этом городе, также назвали в память этого дня. Судно заложили на стапелях николаевского Адмиралтейства 6 января 1790 года и спустили на воду 25 августа того же года. Это был фрегат длиной 46,75 м, шириной 12,96 м, вооруженный 44 пушками.Строил его корабельный подмастерье Александр Петрович Соколов.
Несколько лет назад старейший моделист города Николаева С. Ф. Вовчарук разыскал в архивах своего города часть строительных чертежей этого корабля и некоторые ведомости по его постройке. В одной из них говорится, что на строительство фрегата привезли 4856 м3 дуба, 924 м3 лиственницы, 326 м3 сосновых кряжей, 1179 сосновых бревен, 8922 сосновые доски и 16 еловых бревен — всего на сумму 94 тысячи 273 рубля 71 копейку. В другой сообщается, что для спуска со стапеля «Св. Николая» израсходовано 70 ведер подсолнечного масла, 60 пудов топленого сала и 20 кусков горячей серы...
История «Св. Николая» тесно связана с героическим прошлым нашего Черноморского флота. Фрегат входил в состав эскадры адмирала Ушакова, принимал участие во многих походах и морских сражениях.
Не прошло и года после спуска фрегата на воду, как он под командованием капитана второго ранга Львова в составе эскадры Ушакова уже участвовал в знаменитом сражении при Калиакрии.
Выйдя из Севастополя с 16 кораблями, 2 фрегатами (включая «Св. Николай»), 2 бомбардирскими и несколькими мелкими судами, Ушаков 31 июля 1791 года застал турецкий флот стоявшим на якоре у черноморского мыса Калиакрия под прикрытием береговых батарей. Хотя наша эскадра по числу кораблей была в два раза меньше турецкой, Ушаков стремительно атаковал неприятеля, пройдя между берегом и крайними турецкими кораблями. Несмотря на выстрелы береговых батарей, русские корабли начали огибать неприятельскую линию. Турки были так озадачены этим неожиданным и смелым маневром, что начали в панике рубить свои якорные канаты, чтобы вступить под паруса. При довольно сильном ветре турецкие корабли наваливались друг на друга, сталкивались, ломая рангоут.
Едва они сумели перестроиться в боевой порядок, как корабли Ушакова, сомкнув дистанцию, вновь устремились в атаку. Корабль Ушакова «Рождество Христово», подойдя на расстояние полукабельтова (90 с небольшим метров) к флагманскому судну адмирала Саид-Али, сбил у него фор-стеньгу и грот-марса-рей.
Жестокий бой, продолжавшийся более трех часов, окончился полным поражением турок. Неприятель бежал в беспорядке к Константинополю. Многие турецкие корабли потеряли мачты и стеньги, а флагманский корабль капудана-паши Гуссейна и несколько других пошли ко дну от пробоин. Только на одном корабле адмирала Сайда-Али было около 500 человек убитых и раненых.
Славная победа при Калиакрии стоила русскому флоту всего 17 человек убитых и 27 раненых, а повреждения, полученные нашими кораблями, оказались настолько незначительными, что были исправлены за три дня.
За храбрость, проявленную в этом сражении, командир фрегата «Св. Николай» был награжден золотой шпагой.
В течение следующего десятилетия фрегат участвовал в походах эскадры адмирала Ушакова в Средиземном море. Когда эскадра возвратилась в Россию, «Св. Николай» остался в Италии в составе отряда кораблей под командованием капитана второго ранга Сорокина. Однако век деревянных парусников был недолог. И 12 апреля 1801 года старый фрегат прекратил свое существование: пошел на слом.
Л. СКРЯГИН
|