Имя городу, который в 1789 году вместе с корабельной верфью был заложен на слиянии Буга и Ингула, дал князь Потемкин-Таврический. Он назвал его «Николаевым» в честь взятия Очакова — события, которое произошло в день св. Николая. И первый военный корабль — фрегат «Святой Николай», — который построили в этом городе, также назвали в память этого дня. Судно заложили на стапелях николаевского Адмиралтейства 6 января 1790 года и спустили на воду 25 августа того же года. Это был фрегат длиной 46,75 м, шириной 12,96 м, вооруженный 44 пушками.Строил его корабельный подмастерье Александр Петрович Соколов.
![](http://korabley.net/_nw/1/38798.jpg)
Несколько лет назад старейший моделист города Николаева С. Ф. Вовчарук разыскал в архивах своего города часть строительных чертежей этого корабля и некоторые ведомости по его постройке. В одной из них говорится, что на строительство фрегата привезли 4856 м3 дуба, 924 м3 лиственницы, 326 м3 сосновых кряжей, 1179 сосновых бревен, 8922 сосновые доски и 16 еловых бревен — всего на сумму 94 тысячи 273 рубля 71 копейку. В другой сообщается, что для спуска со стапеля «Св. Николая» израсходовано 70 ведер подсолнечного масла, 60 пудов топленого сала и 20 кусков горячей серы...
История «Св. Николая» тесно связана с героическим прошлым нашего Черноморского флота. Фрегат входил в состав эскадры адмирала Ушакова, принимал участие во многих походах и морских сражениях.
Не прошло и года после спуска фрегата на воду, как он под командованием капитана второго ранга Львова в составе эскадры Ушакова уже участвовал в знаменитом сражении при Калиакрии.
Выйдя из Севастополя с 16 кораблями, 2 фрегатами (включая «Св. Николай»), 2 бомбардирскими и несколькими мелкими судами, Ушаков 31 июля 1791 года застал турецкий флот стоявшим на якоре у черноморского мыса Калиакрия под прикрытием береговых батарей. Хотя наша эскадра по числу кораблей была в два раза меньше турецкой, Ушаков стремительно атаковал неприятеля, пройдя между берегом и крайними турецкими кораблями. Несмотря на выстрелы береговых батарей, русские корабли начали огибать неприятельскую линию. Турки были так озадачены этим неожиданным и смелым маневром, что начали в панике рубить свои якорные канаты, чтобы вступить под паруса. При довольно сильном ветре турецкие корабли наваливались друг на друга, сталкивались, ломая рангоут.
Едва они сумели перестроиться в боевой порядок, как корабли Ушакова, сомкнув дистанцию, вновь устремились в атаку. Корабль Ушакова «Рождество Христово», подойдя на расстояние полукабельтова (90 с небольшим метров) к флагманскому судну адмирала Саид-Али, сбил у него фор-стеньгу и грот-марса-рей.
Жестокий бой, продолжавшийся более трех часов, окончился полным поражением турок. Неприятель бежал в беспорядке к Константинополю. Многие турецкие корабли потеряли мачты и стеньги, а флагманский корабль капудана-паши Гуссейна и несколько других пошли ко дну от пробоин. Только на одном корабле адмирала Сайда-Али было около 500 человек убитых и раненых.
Славная победа при Калиакрии стоила русскому флоту всего 17 человек убитых и 27 раненых, а повреждения, полученные нашими кораблями, оказались настолько незначительными, что были исправлены за три дня.
За храбрость, проявленную в этом сражении, командир фрегата «Св. Николай» был награжден золотой шпагой.
В течение следующего десятилетия фрегат участвовал в походах эскадры адмирала Ушакова в Средиземном море. Когда эскадра возвратилась в Россию, «Св. Николай» остался в Италии в составе отряда кораблей под командованием капитана второго ранга Сорокина. Однако век деревянных парусников был недолог. И 12 апреля 1801 года старый фрегат прекратил свое существование: пошел на слом.
Л. СКРЯГИН
|