Поздравляем со славным юбилеем!
70 лет
со дня рождения
создателя и бессменного Главы Николаевского землячества Москвы
Владимира Николаевича ХРИСТЕНКО
Желаем Вам, дорогой Владимир Николаевич, крепкого здоровья, счастья и новых выдающихся успехов в Вашей созидательной общественной работе и
вдохновенной, плодотворной историко- литературной деятельности!
В памяти народной вечно будет жить беспримерный подвиг советских людей в Великой Отечественной войне. Сотни заводчан, взяв в руки оружие, ушли на фронт. Многие трудились для победы в тылу. Завод дал фронту не только смелых, отважных воинов, о которых мы писали раньше. Славный боевой путь прошли в годы Великой Отечественной войны и корабли, построенные на наших верфях.
Эсминец Незаможник
С первых дней Великой Отечественной войны в составе отрядов Черноморского фронта участвовал в боях, построенный на заводе эсминец «Незаможник», он принимал участие в обороне Одессы, Севастополя, Кавказа, а также в Феодосийской и Озерейской десантных операциях. За выдающиеся заслуги перед Родиной в годы войны эсминец «Незаможник» Указом президиума Верховного Совета награжден орденом «Красное Знамя»
Рядом с «Незаможником» сражались с врагом эсминцы «Железняков» и «Шаумян». Также как и «Незаможник», «Железняков» был награжден орденом Красного знамени.
Эсминец Дзержинский после восстановления и капитального ремонта 1929 года(до 1926 Калиакрия) Славная биография и у эсминца «Дзержинский». Участник обороны Севастополя, он нанес большой урон врагу. Корабль героически погиб при прорыве блокады Севастополя в 1942г. Такая же героическая судьба и у эсминца «Фрунзе» который закончил свой боевой путь под Одессой.
В период Великой Отечественной войны крейсер «Ворошилов», сооруженный на стапелях завода, участвовал во многих боевых операциях на Черном море и нанес врагу существенный ущерб.
Легендарный рейс совершил в 1941 году по морским путям планеты построенный на заводе ледокол «Анастас Микоян». Моряки называют этот переход «огненным рейсом».
В первые дни Отечественной войны ледокол ушел досрочно из заводской гавани на ходовые испытания. Сдаточная команда, в составе которой было свыше 50 судостроителей, в необычно короткое время провела испытания корабля. Судно мирного назначения было переоборудовано и передано морякам. Судостроители, участвовавшие в его испытаниях, не возвратились на завод, они обратились с просьбой к командиру ледокола включить их в состав экипажа и стали военными моряками- участниками легендарного плавания вокруг света. Среди них, Федор Хилько, Александр Гройсман, Владимир Добровольский. Михаил Улич, Иван Стеценко, Николай Назарати и др.
Ледокол Микоян Первые рейсы корабля в осажденную Одессу и Севастополь с боеприпасами, оборудованием, раненными, эвакуированными были очень тяжелыми; ледокол преследовали вражеские самолеты, но команда мужественно отражала атаки противника.
Однажды под Новороссийском ледокол был поврежден, среди судостроителей нашлись слесари, котельщики, плотники и такелажники и буквально в считанные дни корабль был на плаву.
Неожиданно поступил приказ идти в Баренцево море, к нашим северным базам. С ледокола сняли орудия, команда сдала личное оружие, чтобы иметь возможность заходить в иностранные порты.
Отвага команды, их воля и вера в победу не раз спасали корабль от гибели. Сквозь огонь вражеских батарей, сквозь ветры и штормы провели моряки ледокол в Баренцево море и задание Родины выполнили. До конца войны водил «Анастас Микоян» караваны судов по Северному морскому пути и в мирное время продолжал служить народу.
Можно много рассказывать и о подводных лодках, построенных у нас на заводе и принимавших участие в военных действиях. Один из ярких примеров, подвиг подводной лодки С-33.
Построенная на заводе А.Марти она вступила в строй в 1940г., принадлежала к классу наиболее современных и хорошо вооруженных советских подводных лодок. В конце июля 1941г. подводная лодка ушла в свой первый боевой поход, а за годы войны ПЛ совершила три десятка боевых походов по 40-45 суток каждый, успешно действовала на коммуникациях противника, участвовала в освобождении г.Севастополя в мае 1944г.
Одной из ярких страниц истории Великой Отечественной войны является взрыв немецкого транспорта «Сучеава». Транспорт «Сучеава» следовал в сопровождении эсминца и нескольких сторожевых катеров. Грузился он на нашем заводе в большом ковше и забрал оттуда всю судостроительную сталь, всю медь с мартена. «Сучеава» должен был доставить этот груз в Гамбург, но на полпути его встретила ПЛ «С-33» и двумя торпедами отправила на дно. За мужество и героизм личному составу ПЛ «С-33» было присвоено гвардейское звание.
Суда, построенные на нашем заводе внесли свой огромный вклад в Великую Победу и мы гордимся своими кораблями, достойно прошедших по трудным дорогам войны.