Судостроительный завод им. 61 коммунара в Николаеве—
история великая и трагическая...
Большой Флот Союза ССР строили в основном два крупных завода - им.61 Коммунара и Черноморский (ЧСЗ). Мы посетили окрестности обоих судостроительных гигантов, поэтому получится две части, на каждый завод. Кроме того, попозже постараюсь рассказать и в целом о Николаеве. Сейчас - рассказ о походе по периметру судостроительного завода им.61 коммунара. Мы посмотрим его с суши (со стороны города), а затем пройдём на плашкоутный мост через Ингул и посмотрим акваторию завода и советский недострой у стенки - ракетный крейсер пр.1164 ("Адмирал Лобов").Николаев. Герб на фронтоне заводоуправления (з-д им.61 Коммунара)1. Большое Судостроение Николаева в целом выглядит так: один завод расположен на севере города (им. 61 Коммунара, цифра 1), второй - ЧСЗ - на юге (цифра 2). Сам город расположен как бы между двумя большими заводами. Акватории заводов я пометил синим, чтобы было нагляднее видно; единственно, у ЧСЗ прихватил немного лишку с востока - поэтому пространство правее цифры 2, это не ЧСЗ, это уже морской порт. Завод "им.61 Коммунара" примерно равен Балтийскому заводу в Питере по масштабу, это был при СССР крупный, мощный завод. ЧСЗ - это вообще сверхгигант, равный разве что северодвинскому СМП, больше аналогов в экс-СССР никаких нет. Ну что ж, теперь - в путь.
2. 3. От ул. Большая Морская мы пойдём к северу по широкому бульвару (точнее, ул. Садовая), в конце которого виднеется красивое сталинское здание со шпилем, несколько похожее на питерское Адмиралтейство. Это и есть здание заводоуправления завода, основанного в 1788 году, а свою нынешнюю территорию получившее в 1920 г., после обьединения трёх верфей. Его в Николаеве действительно так и зовут - Адмиралтейство.
4. Напротив - красивое здание колледжа. Если я верно понял, раньше, при СССР, это было корабельное училище (или техникум).
5. Кораблик на здании николаевского Адмиралтейства.
6. Перед входом - бюст Григория Потёмкина.
7. Оформление ограды Адмиралтейства - морское, с якорями.
8. 9. Теперь пойдём направо, вдоль периметра завода, по ул. Адмиральской. Она сейчас сонная и тихая. Между Адмиралтейством и главной заводской проходной расположены барельефы и композиции времён наивысшего расцвета завода (60-80-е). Ниже Ленина кое-что содрано и замазано, раньше тут явно что-то было ещё.
10.-12 Барельефы персонажей времён Революции и композиции на революционную тематику.
13. Памятная доска, объясняющая название завода, а также юбилейная, 1967 г.
14. 15. А вот и главная проходная завода. Тихо-тихо тут, только редко мимо машина проедет... Монументальные въездные ворота у проходной. По бокам - какие-то русалочьи кони.
17. 18 Ещё дальше заводоуправления - очень просторная, тихая и полузаброшенная площадь с памятником коммунарам в центре. Памятник изрисован и хорошо видно, что за ним давно уже не ухаживают.
19. За памятником - аллея. Меня поразило такое наглое сочетание табличек. Хотя бы прежнюю надпись полностью закрыли, что ли...)
20. 21. А теперь - вернёмся к зданию Адмиралтейства и пойдём налево по улице. Вдоль периметра завода тянется улица Набережная, постепенно спускающаяся к Ингулу. За забором видны многочисленные недвижимые краны и сооружения завода.
22. 23. Затем периметр завода краешком касается центра (тут не показываю, это тема другого поста) и спускается к лиману. С обзорной площадки он очень похож на кремль или крепость. Революционная композиция с броненосцем "Потёмкиным" на углу.
24. А теперь - спускаемся с вершины холма к лиману. Завод - правее кадра, чуть видна его акватория, а впереди немного виден плашкоутный мост. Дальше - парк Победы.
28. Теперь посмотрим на акваторию завода. Тут показана южная и восточная части её.
29. Вдали справа - огромные наклонные стапеля для постройки крупных кораблей (класса крейсеров, БДК, БПК) . Слева - некоторые из доков.
30. Недостроенные корпуса советского времени, северная часть акватории.
31. Парные наклонные стапеля, поближе. Они пусты, завод стоит.
Они же, но с другого ракурса
32. Правее стапелей, у стенки, стоит недостроенный ракетный крейсер пр. 1164. В постсоветское время наименован как "Украина", но понятно, что никто его не достраивал. Кончилось огромное государство, флот деградировал, производство остановилось, и такие мощные корабли небольшой нищей стране-осколку стали не нужны.
И ещё несколько фотографий знаменитого "убийцы авианосцев"
33. Композиция с "Украиной", правее хорошо видно Адмиралтейство со шпилем, которое мы посмотрели с другой стороны в начале этого похода.
36. Ближе к Бугскому лиману расположен высокий автодорожный мост, с разводной частью в середине для вывода кораблей с завода в открытое море.
На заводе построены:
эсминцы: пр. 30К (1949)- 1, пр. 30бис (1949-52)- 18; пр. 56 (1955-57)- 8; пр. 56Э «Бедовый» (12.1953-07.1955), достройка по пр. 56ЭМ (-07.1958), пр. 56М «Прозорливый» (09.1956-58), «Проворный» (-12.1958); пр. 57бис «Гневный», «Упорный», «Бойкий» (1960-61);
крейсеры: пр. 68К «Фрунзе», «Куйбышев» (достройка заложенных перед войной, -1950); ракетные пр. 1164 «Атлант» «Слава» (11.1976-12.1982), «Маршал Устинов» (-09.1986), «Червона Украина» («Варяг») (-12.1989), «Адмирал Флота Лобов» («Украина») (-08.1990), «Россия» («Октябрьская революция») (1990, не достроен), «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» (1990, не достроен);
сторожевики: пр. 50 «Горностай» (1954-56)- 20;
БПЛК: ракетные пр. 61 «Комсомолец Украины» (09.1959-12.1960), «Сообразительный» (-1963), «Проворный» (-1964), «Отважный» (-1965), «Стройный» (-1966), «Красный Кавказ» (-1967), «Решительный» (-1967), «Смышленый» (-1967), «Строгий» (-1968), «Сметливый» (-1969), «Смелый» (-1969), «Красный Крым» (-1970), «Способный» (-1971), «Скорый» (-1972), пр. 61М «Сдержанный» (-1972), пр. 61МЭ для Индии “Rajput”(-1979), “Rana” (-1981), “Ranjit” (-1983), “Ranvir” (-1985), “Ranjivey” (-1987); пр. 1134Б «Николаев» (06.1968-12.1971), «Очаков» (-1973), «Керчь» (-1974), «Петропавловск» (-1976), «Ташкент» (-1977), «Таллинн» («Владивосток») (-12.1979), пр. 1134БФ «Азов» (-12.1975);
речной бронекатер пр. 1204 (1967-72)- 118 (вместе с заводом «Залив»);
спасательные суда: пр. 527 (1959-65)- 8, пр. 527П (1965)- 1, пр. 537 «Осьминог» (1980-88)- 2, пр. 05430 «Гиндукуш» (1986-, не достроен);
судоподъемный корабль пр. 530 «Карпаты» (1967);
рефрижераторы: пр. 569А «Сибирь» (1962-); пр. 582 «Таврия» (1959), (1960-е-)- 90; пр. 1347 «50 лет СССР» (1974-)- 18,
транспортный пр. 13476 «Бухта Русская» (1985-90)- 8;
китобойное судно пр. 393 «Мирный» (1960-е)- более 90;
судно снабжения пр. 1833 «Пегас» «Березина» (1977);
понтоны пр. К-4183 (1950-е);
переоборудование: эсминцев пр. 56 «Бравый» по пр. 56К (1959-60), пр. 57Б по пр. 57А (1968-73)- 8 (вместе с заводами 190 и 202); БПЛК пр. 61 по пр. 61МП (1971-81)- 5 (вместе с заводами 190 и 497);
модернизация судов пр. 527 по пр. 527М (1970-е);
капремонт: ракетный крейсер «Москва» (-07.1999).
По материалам http://periskop.livejournal.com/
Горький в Николаеве | Адмирал Николай Мордвинов | Николай Леонтович — основатель Николаевского зоопарка | Александр Яната — заключённый биолог | Михаил Фалеев — первый гражданин Николаева | Врач Э. В. Дримпельман. Николаев в 1788 году | Ю. Крючков. Старый Николаев глазами очевидцев | Инженер М. М. Боресков — изобретатель морских мин | Макаровы — судьба семьи прославленного адмирала | Фрау "Чёрная смерть" | Бордель по-николаевски | Владимир Высоцкий в Николаеве | Черноморский судостроительный завод | Завод им. 61 коммунара | Музей памяти героев-ольшанцев