Когда-то он был центром общественной жизни Николаева: вначале на конке, а потом на троллейбусах тысячи горожан добирались на вокзал, чтобы уехать в разные уголки России и Украины. В нескольких кассах продавали билеты, гудели поезда, спешили пассажиры… Но люди ушли, и жизнь остановилась. Тщательно продуманное архитекторами здание теперь используется в технических целях, да еще и разрушается - прямо на глазах.
В Николаеве рельсы проложили, разрушили и вновь проложили
Спустя сто лет после того, как в 1873 г. из Николаева ушел первый пассажирский поезд, И.Евтихов в газете «Южная правда» описал богатую биографию Николаевского железнодорожного узла.
Необходимость соединить наш город со станцией «Знаменка», сообщает автор, возникла после отмены крепостного права и открытия морского порта для иностранных судов. Затем стала развиваться железнодорожная сеть непосредственно в городе: стальные пути подвели к морпорту, заводам «Наваль», «Руссуд» и другим. В 1907 г. построили линию «Николаев- Херсон», а в 1914 г. – «Николаев – Колосовка».
Здесь стоит отметить, что в 1906 году, как пишет «Николаевская газета» 1912-го года, станция «Николаев» была весьма слабо оборудована. «Такое положение ее было до 1908 г., когда сумма претензий достигла 100 тыс. руб. С этого времени развитие станции идет прогрессивно вперед», - сообщает газета.
Хоть и прогрессивно, но недолго развивалась николаевская железнодорожная сеть: в период гражданской войны, как и Великой Отечественной, она была сильно разрушена. Старожилы рассказывают, что при отступлении немцы переломали рельсы и шпалы. Когда город заняли наши войска, ввели трудовую повинность – каждый трудоспособный должен был работать на восстановлении железной дороги.
В местных газетах это описывается так: «По призыву партии горожане (военные, жители Николаева и окрестных сел), несмотря на голод, холод, нехватку одежды, техники, восстановили разрушенное и стали развивать железнодорожную сеть города».
Первых существенных результатов ждать долго не пришлось - через несколько лет после окончания войны, в 1947-м, Николаевский узел по переработке грузов достиг довоенного показателя и быстро стал его превосходить. Но об убытках, нанесенных фашистами железнодорожному хозяйству Николаева во время Великой Отечественной войны, а они составили миллионы рублей, еще долго помнили.
Новое здание старого вокзала
В начале 50-х построили новое здание вокзала, недалеко от старого, одноэтажного, в конце улицы Пушкинской (здесь оно находится и сейчас). Здание стало центром композиционого ансамбля архитекторов, с его простой и целесообразной планировкой, полной идентичностью главного и перронного фасадов.
Центральная часть с кассовым вестибюлем несколько выше боковых крыльев, вход в здание вокзала фиксируется изящной полуциркульной аркой. Протяженные крылья, в которых размещены залы ожидания и технические службы, также оформлены арками, но более вытянутых пропорций. Над карнизом устроен парапет, перебиваемый в центре крыльев фронтонами.
В течение 1956-1958 гг. с противоположной стороны Привокзальной площади по проекту архитектора В.Скуратовского был сооружен 5-этажный жилой дом. Его сдели как можно более представительным, поскольку это первое, что видели пассажиры, прибывая в наш город.
Центральная ось, совпадающая с главным входом в здание вокзала, подчеркнута выполненным в виде арки подъездом и пологим треугольным фронтоном. Пластически богатое решение фасадов, созданное за счет ритмически чередующихся эркеров и балконов, тонко прорисованных пилястр и ниш над оконными проемами пятого этажа, гармонично увязывается с архитектурным решением вокзального здания.
Поскольку самим квартирам тоже уделили немало внимания, здание это в свое время считалось одним из лучших примеров жилищной архитектуры в Николаеве.
Поезда поделили
После появления в начале 80-х годов второго пассажирского вокзала горожане забеспокоились: в редакции газет стали поступать письма, в которых читатели спрашивали о дальнейшей судьбе старого вокзала, к которому за многие годы привыкли тысячи жителей областного центра. Всех интересовало, будут ли сюда заходить поезда?
Руководство железной дороги отвечало, что в связи с открытием нового вокзала в Николаеве от старого будут отправляться только те поезда, которые начинают путь своего следования из Николаева, а именно: Николаев –Москва, Николаев — Ленинград, Николаев — Киев, а также Херсон, Каховка, Долинская, Новополтавка.
Приниматься к старому вокзалу будут поезда, маршрут следования у которых заканчивается в Николаеве. Это поезда из Москвы, Ленинграда, Киева, Херсона, Каховки, Долинской и Новополтавки.
Отметим, что в наши дни здесь курсирует несколько пригородных поездов: Николаев – Новополтавка, Николаев – Каховка, Николаев – Долинская и Николаев – Колосовская.
Как вокзал в станцию превратился
- От вокзала здесь остался только отдел «Касса», - рассказывает исполняющий обязанности заместителя начальника станции «Николаев-грузовой» Сергей Яресько.
По его словам, основными клиентами станции являются Николаевский морской торговый порт, Николаевский речной порт, «Нибулон». Грузооборот здесь существенный: за сутки проходит более 500 вагонов. В основном, груз из Украины, России и Белоруссии. Какой конкретно, С.Яресько не называет, учитывая стратегическое назначение объекта, но мы и сами видели, как мимо прокатилось несколько грузовых поездов, везущих уголь и древесину.
Административное здание, в котором, рассказал руководитель станции, размещены техотделы, различные офисы и товарные кассы, находится на балансе Украинского строительного монтажно-эксплуатационного управления, базирующегося в Херсоне. Что и говорить - херсонцы недолюбливают наш вокзал, его состояние ужасно.
- Здание старое, нужен капитальный ремонт. Сметы не делали, но и так ясно, что потребуется не один миллион гривен. А поскольку вокзала здесь уже нет, соотвественно, нет и пассажиров, потому поддерживают лишь коммуникации, - пояснил Сергей Яресько.
Но даже при таком положении вещей внутреннее убранство вестибюля завораживает: полукруглый потолок, роскошные колонны, гигантские окна.Правда, вся эта роскошь вступает в резкий контраст с обшарпанными стенами, обвисшими дверьми, разбитой плиткой на полу…
Есть здесь и несколько «приветов из СССР», с которыми с удовольствием сфотографируется любой молодой николаевец. Это старая телефонная будка и скамья времен царя Гороха, размещенная в «Уголке для клиента».
Внешний облик здания печален: фасадная его часть залеплена всякого рода табличками с предложениями о рекламе или предупреждениями для торгующих на Привокзальной площади.
Со стороны перрона под крышей вверху вместо картушей порой зияют дыры.
Перрон - пустой и унылый, ничем не напоминающий былую славу работников вокзала и жителей микрорайона. О событиях столетней давности говорит только мемориальная табличка с надписью «Здесь в 1919 г. находился штаб героической 58-й дивизии И.Ф. Федько, оборонявшей Николаев от белогвардейцев».
В 1917 г. на станции «Николаев» была организована первая в городе партийная ячейка, которая вскоре переросла в революционный комитет.
Николаевское вооруженное восстание, начавшееся 22 марта 1918 г., в первые дни оккупации области, стало славной страницей в истории героической борьбы украинского народа против германо-австрийских интервентов. Его центром стал район нынешнего Старого вокзала. Восставшие, рабочие и моряки, захватив на складе винтовки, бомбы, гранаты, пулеметы и даже броневик, в течение четырех дней защищали каждую улицу города. На помощь им из Феодосии прибыл отряд красногвардейцев под командованием молодого И.Федько.Вместе за считанные дни они очистили от немцев почти весь город.
В Великую Отечественную войну здесь также жизнь не замирала. Когда на Советский Союз напали фашисты, началась активная военная подготовка. Личный состав и оборудование эвакуировали, а работники депо «Николаев» сформировали паровозоремонтный поезд, обслуживающий прифронтовые железные дороги.
В 1942 г. его перебросили в Сталинград, где он ремонтировал бронепоезда, оборонявшие город на Волге. В газетах не раз писали, как николаевские мастера показывали чудеса трудового героизма.
Екатерина Стриль http://www.zadira.info/
|