В дореволюционном Николаеве при номинации улиц, площадей, скверов, использовались традиционные принципы русской топонимики. Улицы назывались за признаками: откуда, куда или мимо чего они проходят. При этом определяющим признаком принимались самые характерные, наиважнейшие или самые примечательные объекты. Часто названия улицам давались за объектами, которых на этот момент уже не было, и улица таким образом служила своеобразной памятной страницей в книге истории города.
В течение почти 40 лет с момента основания Николаева улицы города не имели названий, а дома номеров. Немногочисленные жители легко ориентировались по фамилиям хозяев домов. В 1822 году главный полицмейстер города П. И. Федоров подал прошение адмиралу А. С. Грейгу о том, чтобы улицы были наименованы. Но николаевский губернатор не дал на это согласия. И только в 1835 году при губернаторе адмирале М. П. Лазареве был составлен первый список городских улиц с наименованиями. Полицмейстер Автономов в своем проекте предложил назвать улицу, начинавшуюся от Адмиралтейского собора, Соборной. Это название и было утверждено Лазаревым.
Более чем за двухсотлетнюю историю города улица Соборная (Советская) неоднократно меняла свой облик и название. Так какой же она была раньше?
Вначале главной административно-торговой улицей была Адмиральская, которая связывала Дом главного командира Черноморского флота («адмиральский дом») с Адмиралтейством.
По генеральному плану И. Е. Старова Соборная улица ничем не выделялась и была продолжением Елисаветградской дороги. Она начиналась от Ингульского спуска и через три квартала исчезала, вливаясь в базарную площадь, которая должна была занимать кварталы между Большой Морской и Потемкинской. Практически до 20-х годов XIX в. это была транзитная улица, через которую проходил почтовый тракт из Елисаветграда (Кировограда) в Очаков и Одессу. На углу Соборной и Таврической (Шевченко) находилась почтовая станция этого тракта.
На планах 1795 и 1797 гг. Соборная показана полупустынной улицей, застроенной меньше других. На Соборной было много пустырей, небольшое число частных маленьких домов, между которыми были дворы, окруженные каменными заборами.
В 1820 г. адмирал Грейг перенес торговлю с Адмиральской улицы на Соборную. Он разместил комплекс торговых, Красных, рядов, занявших четыре квартала, вокруг угла Соборной и Потемкинской.
На плане 1832 г. на Соборной показаны: Городовая управа, торговые ряды, старый Музыкантский дом. В 1833 г. было решено продлить Соборную до южного берега Бугского лимана, где была Купеческая пристань.
С 1862 г., с приходом к власти Б. А. фон Глазенапа, Николаев стал открытым городом, и в нем начали развиваться морская и местная торговля, промышленность и ремесленничество. Соборная приобрела роль главной торговой улицы. К 1890 году она преобразилась: начиная с 1865 г. были скуплены пустыри и старые дома, которые снесли. Соборная стала застраиваться двух-и трехэтажными доходными домами, магазинами и общественными зданиями. Число магазинов и мастерских выросло с 8 в 1869 году до 45 в 1915-м, а число крупных частных домов с 2 до 23. Основная застройка Соборной улицы новыми домами произошла в 1890-1910 гг., что подтверждается архитектурой зданий — в основном эклектика и модерн. В силу торговой специфики улицы на ней было много подвалов, погребов и подземных ходов, связывающих отдельные торговые дома.
21 мая 1873 года на пересечении улиц Адмиральской и Соборной был открыт монумент адмиралу А. С. Грейгу. Памятник был повернут к реке, так как это был парадный въезд в город. В 1922-м памятник разрушили, а фигуру Грейга поставили близ собора на побеленный куб. После Второй мировой войны фигуру Грейга переплавили.
Памятник Грейгу и дом Аркаса
Памятник Грейгу и Городская управа
Рост города потребовал развития новых видов сообщения. В 1897 г. были открыты две линии конной железной дороги Бельгийского анонимного общества: линия Вокзал — Городская больница, проходившая частично по Соборной от Херсонской до Потемкинской, линия Элеватор — Спасск, также проложенная по Соборной от Новосельской до Никольской. В 1914 г. по этим линиям был пущен трамвай, для чего конно-железная дорога выкуплена городом.
В этом же 1897-м на пересечении Херсонской и Соборной была построена трамвайная подстанция в стиле модерн, сохранившаяся до нашего времени. Композиционно здание трамвайной подстанции решено в виде мусульманской мечети с типичным минаретом и навесом у входа. Здание асимметрично в плане и по главному фасаду. Поставленное на перекрестке широких улиц, оно просматривается со всех сторон и имеет четыре фасада, главный из которых обращен на Соборную улицу. Типичная угловая башня, свободная трактовка обрамления окон и дверей, колоннада с «львиными» капителями, держащая навес, разный материал стен (белый глазурованный кирпич — второй этаж и башня; красновато-серая штукатурка — первый этаж), черепичная (красная) крыша здания и чешуйчатая (свинцовая) у башни, гранит в отделке окон, дверей и балконов, разные типы окон, балкончики на башне с коваными решетками, гранитный повтор внутренних ступеней башни на ее наружной стене — это весь набор приемов романтического модерна. Здание является памятником архитектуры Николаева, символом города.
В 1882 г. была сделана попытка переименовать Соборную в Александровскую— в память об убитом императоре Александре II, но военный губернатор А. А. Пещуров не согласился с этим. В том же 1882 году на перекрестке улиц Херсонской и Соборной на деньги горожан была сооружена Александро-Невская часовня в память об Александре II. Часовня, выполненная в романтическом стиле с элементами русско-византийского, завершала перспективу парадной части Соборной улицы. Площадь перед ней назвали Александровской. Часовня простояла до 1929 года.
Но в 1915 году Соборная все же была переименована в Александровскую, о чем свидетельствует адрес-календарь на 1915 г. и открытки с видом Николаева того времени. Однако, по-видимому, после Февральской революции ей вернули название Соборная.
С 1895 года, когда центр управления Черноморским флотом перевели из Николаева в Севастополь, Адмиральская улица перестала быть главной, и ее роль перешла к Соборной. К этому времени она приобрела три особенности:
- стала главной торгово-ремесленной улицей;
- стала парадным въездом в город со стороны Елисаветграда;
- стала базарной площадью, разделившись на две резко различающиеся части — богатую торгово-общественную (от Адмиральской до Херсонской) и промышленно-ремесленную (от Херсонской до Новосельской).
На участке от Адмиральской до Херсонской застройка в основном была 2-3-этажная. Дома принадлежали богатым владельцам, часто имевшим по несколько домов как на Соборной, так и в других местах. Здесь были расположены дома Аркаса, Вимута, Сиротинского, Образцовой, Соболева, Барбе, Вулиха, Гончарова, Кривошеева, Утца, Шартра, Стоянова и других. Как правило, это были типичные доходные дома: первые этажи — магазины. Вверху сдавались квартиры. В этой же части находились: Гостиный двор, Городовое собрание, городская полиция, кинотеатр, три гостиницы, Офицерское собрание Николаевского резервного батальона, Мещанская управа, типография, банкирские конторы Бакка и Кобылянского, Городская управа и т.д.
Городская управа
Подлинным украшением Николаева была самая большая городская гостиница «Лондон» («Лондонская»), она же «Отель И. Барбе». Двухэтажное здание в стиле классического модерна было построено не позднее конца XIX века на углу Соборной и Спасской. Имело угловой вход, над которым нависал балкон с колоннами, и два фасада с разным дизайном. Гостиница принимала самых уважаемых гостей. В «Лондонской» останавливались служащие чины, приезжие артисты. Отель располагал 50 номерами, суточное проживание здесь обходилось от рубля до 6 руб. 50 коп. Отличной репутацией пользовались кухня и кондитерская. Обед из четырех блюд в гостиничном ресторане обходился в 1 рубль.
В смутное время Гражданской войны в отеле поселился штаб германских войск. Большевистская власть экспроприировала гостиницу. Здание потеряло свое первоначальное функциональное назначение и в таком виде дотянуло до 40-х годов ХХ в. Было разрушено в период нацисткой оккупации.
К числу типичных построек в стиле классического модерна принадлежит доходный дом Вимута на Соборной между улицами Потемкинской и Большой Морской. Трехэтажный дом с большим центральным въездом во двор, полукруглыми балконами и симметричным фасадом до сего дня радует глаз. Дом симметричный, с центральным въездом во двор и ажурными воротами, над которыми расположены две лоджии, выступающие за плоскость фасада и огражденные большими парапетами. Лоджия третьего этажа имеет полукруглый потолок, охватывающий дверь и два окна, и обрамлена порталом. Первый этаж отделяется от второго четко выраженным карнизом, который поддерживается консолями. Большие окна первого этажа имеют полукруглый верх и практически лишены обрамления. Окна в второго этажа расположены попарно, и пары отделены друг от друга группой широких пилястр. Окна третьего этажа также сгруппированы попарно, и каждая пара окон с полукруглым верхом связана такой же дугой, образуя «венецианское окно». Венчающий карниз высокий; маленькие чердачные окна образуют фриз, украшенный по углам барельефами грифонов. Над карнизом по центру помещен аттик, переходящий к углам в балюстраду.
Первый этаж здания занимали магазины, а второй и третий — квартиры. К сожалению, здание много раз ремонтировалось, менялась форма окон, утеряны некоторые архитектурные детали. Но сохранилась родная надпись «B.WIEMUT.H».
В стиле зарождающегося модерна было построено здание Городового собрания на углу Спасской и Соборной улиц. Это двухэтажное асимметричное в плане здание с мезонином имело центральный вход со стороны Соборной, подчеркнутый ступенями на обе стороны фасада, но с незатейливыми по-видимому деревянными перилами. Вход оформлен в виде небольшого портика с колоннами и фронтоном, над которым на уровне второго этажа находился большой балкон, огражденный портиком. Окна первого этажа с полуциркулярным верхом и простым сандриком; стянуты широкой тягой, отделяющей второй этаж. Подоконники всех окон поддерживаются двумя парными консолями. Окна второго этажа прямоугольные с П-образными сандриками. Центральная часть со входом выполнена в виде ризалита. По углам здания расположены пилястры. Высокий карниз украшен орнаментальным фризом по всему фасаду. Мезонин выступает из плоскости фасада и имеет разорванный внизу треугольный фронтон, на тимпане которого помещена гирлянда со щитом, изображающим, по-видимому, герб города. Справа от этого здания находилась одноэтажная пристройка, оформленная в таком же стиле. Здание разрушено в 1941-1944 гг.
Соборная приобрела красивый вид в 1900-1915 годах, когда были перестроены старые дома и сохранены только «приличные». Например, дом Образцовой на углу Советской и Большой Морской улиц. В нем в 1874 году родился выдающийся ученый, талантливый инженер, академик Владимир Образцов —отец актера и режиссера кукольного театра Сергея Образцова. В этом же доме в 1941-1942 годах жил участник подпольной организации «Николаевский центр» Александр Сидорчук.
В 1910 году актер, режиссер и антрепренер Николай Лебедев купил землю с домом, выходящим на Соборную между улицами Соборной и Московской. На этом месте было начато строительство театра по проекту инженера Я. А. Полякова. Театр строился в стиле модерн. Вход планировался со стороны улицы Соборной. Но крах «Николаевского кредитного общества» не дал возможности закончить строительство театра: здание простояло недостроенным несколько десятков лет. Яркое здание из красивого красного кирпича контрастно выделялось среди соседних сооружений, построенных из серо-желтого ракушняка. Не случайно до конца ХХ столетия николаевцы его так и будут называть: «Красный дом». Сейчас в этом здании находятся кинотеатр «Родина» и Николаевская областная универсальная научная библиотека им. А. Гмырева.
Характерно, что торгово-ремесленную Соборную крепко освоили евреи-купцы и ремесленники. Из 83 разных заведений и частных домов 34 принадлежали им (40%).
В 1910-1911 гг. Городская дума начала распродажу магазинов и земель возле них в обширном квартале Гостиного двора, который к этому времени обветшал. Оказалось, что его практически скупили купцы-евреи. Вот список лиц, купивших эти земли: Алексей Павлович Михайловский, Шмерек-Абрам Лейзерович Эпштейн, Шелом-Шахно Абрамович Крепх (Крепкович), Хая Исаковна Крайман, Абрам Довидович Шишман, Лейба Ефроимович Мешурес, Аба Волькович Петриковский, Ефим Леонтьевич Коган и его сыновья Н. и Л. Коганы, Лейба Менделеевич и его жена Рухля Беньяминовна Лисагоровы.
В Николаеве окончательно сформировалась Базарная площадь. Базар занимал более шести кварталов, расположенных между улицами Херсонской, Соборной, Глазенаповской (Декабристов) и Привозной (Буденного). Посредине Херсонской улицы были построены мясные лавки с ледниками в подвалах для хранения мяса, затем шли рыбные и другие лавки, щепной ряд и прочее — всего более 15 одноэтажных зданий (магазины, лавки и др.). Между Привозной и Рыбной улицами находился обширный «Привоз» — площадь, где торговали с возов. На базарную площадь выходили фасады двух красивых зданий, расположенных по Соборной улице, среди них — угловой дом купца Сиротинского. Эти здания сохранились до нашего времени и находятся сейчас на задворках гостиницы «Украина». 5-этажное здание гостиницы построено в 1958 году по проекту архитектора В. П. Скуратовского.
Сегодня на месте базара находятся жилые кварталы, Областной Дворец культуры и детский городок «Сказка».
После постройки Областного дворца культуры Соборную урезали. Часть Соборной от Дворца до ул. Чигрина (бывшая Пограничная) переименовали в ул. Корабелов, а от Пограничной до Новосельской (современная Дунаева) — переулок Корабелов.
В советское время, в 20-е годы ХХ в., Соборную переименовали в Советскую. В 1937 году на пересечении улиц Советской и Никольской появилась филармония и начала свою деятельность уже в 1938 году. В филармоническом зале была прекрасная акустика. Очевидцы утверждают, что в стенах его, когда те сносили, были замурованы бутылки — для усиления акустических возможностей. В 1984 году старое здание снесли, а на его месте построили жилой дом.
До 1941 года Советская (Соборная) оставалась такой же, какой была до революции — уютной и оживленной. Ее разрушили наши саперы при отступлении советских войск из Николаева в августе 1941 г. А затем немцы при бегстве из города попытались доломать Советскую до конца, но не успели. Это сделали уже после войны городские архитекторы, разрушив почти все оставшиеся старые дома и построив новые. Были уничтожены последние штрихи с облика старой Соборной.
После освобождения города Николаева от нацистских захватчиков, одними из первых возобновили свою работу немногочисленные кинотеатры. На Советской находилось несколько кинотеатров: «Дружба» (на месте кафе «МакДональдз»), «Победа» (летний, на месте цветочного рынка), «Родина» (действует до сих пор), «Хроника» (на пересечении Советской и Спасской) и «Ильича» (на углу улиц Адмирала Макарова и Советской).
В послевоенное время был создан Каштановый сквер, названный так из-за высаженных здесь конских каштанов. В нем соорудили фонтан, установили памятник «Ленин беседует со Сталиным», высадили цветочные клумбы. Со временем сквер был полностью переделан: фонтан демонтировали, памятник убрали, поставили скамейки для шахматистов, площадь заасфальтировали и превратили в танцплощадку. В праздничные дни в сквере звучал военный духовой оркестр, кружили в танце пары; ежедневно проводились (и проводятся ныне) шашечные и шахматные турниры среди пенсионеров. Поэтому второе, «народное», название сквера — сквер пенсионеров. Вход в сквер украшают львы, некогда стоявшие у дворца Аркаса. В 2005 году в Каштановом сквере был установлен памятник Святому Николаю Чудотворцу.
Каштановый сквер и оркестр по субботам.
И всякие дома оставив заботы,
Почтенные пары, немного не в такт,
Танцуют задорно и вальс, и гопак.
А мраморным спящим здесь львам не понять,
Как хочется молодость вспомнить опять...
Борис Аров
На пересечении улиц Советской и Шевченко расположен «Универмаг». А ранее на этом месте находился магазин Когана. Это был двухэтажный дом из красного кирпича. Говорят, этот кирпич испытывали на прочность, бросая из семиметровой высоты на цементный пол. Если кирпич раскалывался, браковали всю партию.
После революции и Гражданской войны в этом доме «поселился» магазин «Никторг». А в начале 60-х годов старое здание Когана снесли, а на его месте построили модернистскую коробку и открыли Центральный универсальный магазин.
Товары для детей заняли квартал напротив — от улицы Шевченко до Потемкинской. Здесь магазины вытянулись друг за другом, и первым среди них был «Детский мир» (он находился в здании, построенном немецкими военнопленными, сейчас «Спорттовары»). Далее следовал «Салон для новорожденных», а за ним — магазин детской обуви (теперь — магазин «Мадонна»). Когда в 1985 году Центральный универмаг переехал в новое здание (ныне — гипермаркет «Деликатес»), «Детский мир» занял его место. Торжественное открытие произошло 25 июня 1985 года. В 1994 году самый большой детский магазин в Николаеве приватизировали. Затем вывеска с историческим названием сменилась на неприметное название «Универмаг».
В 1989 году отмечали 200-летие Николаева. Память об этом событии было решено увековечить в виде грандиозного монумента в центре города. На углу проспекта Ленина и улицы Советской соорудили памятник корабелам и флотоводцам. Памятник представляет собой круглую форму в виде земного шара, размещенного на трех опорах из гранитных блоков, символизирующих три судостроительных завода-гиганта. Земной шар поддерживают 11 фигур из цветного металла, которые рассказывают историю судостроения в Николаеве: Ф. Ушаков, М. Фалеев, С. Макаров, а также фигуры корабельных мастеров и ремесленников разного времени. К подножию и опорной стене памятника ведут каменные ступени. Общая высота памятника — 8,5 м, диаметр шара — около 5,5 м.
За время своего существования памятник «потерял» бронзовую табличку с данными об авторском составе, времени установки и предприятиях, принимавших участие с его сооружении. Бронзовые буквы на опорном кольце заменили надписью на металлической ленте. Скульптура Фалеева осталась без бронзовой модели фрегата «Святой Николай», а Ушаков — без фрагмента своей шпаги.
Коль воздвигнут в честь судостроителя
Памятник на тысячу веков,
Вы его со всех морей увидите
И со всех крутых материков.
Будет он стоять на побережье
И сердца людские согревать,
А над ним бродячий ветер свежий
Будет песни лихо распевать.
Мощный стапель станет пьедесталом,
По нему, взойдя на высоту,
человек в спецовке из металла
Будет видеть чаек на лету.
И, я знаю, будет рад безмерно
Кораблям, идущим далеко.
И ему поклонятся наверно,
В пояс люди всех материков.
Анатолий Бенер
С противоположной стороны улицы расположился известный в городе универсам «Сотка». Место для постройки этого 16-этажного дома было выбрано не совсем удачно. При рытье котлована, строители наткнутся на подземные галереи и просторный зал, выложенный арфостатной кладкой из известняка. Камень выбрали и сделали жесткую бетонную подушку. Но многометровые сваи фундамента начали «проваливаться». Через несколько лет новое здание начало сильно проседать, появились трещины. Разрушительный процесс остановили геологи: они пробурили под зданием 17 скважин и закачали туда 240 тонн жидкого стекла. «Сотка» до сих пор благополучно стоит на стеклянном монолите.
На углу Соборной и пр. Ленина до Второй мировой войны находилось здание обувной фабрики. Вспоминает историк, писатель Дмитрий Заковоротний: «Мне 18 лет, уже год я работаю модельщиком на заводе им. Андре Марти. Немного приоделся, обулся. Но хорошую модельную обувь делали на Николаевской обувной фабрике, которая находилась на углу ул. Советской и пр. Ленина, и чтобы заказать там туфли, нужно было ночами дежурить в очереди. Стоял и я с друзьями. Достоялся, правда, выпали мне белые парусиновые туфли, но зато на кожаной подошве. Шик!
Весна, танцы, встречи с девчатами и первая — слепая, безоглядная — любовь. Предвоенная улица Советская — от площади Ленина до проспекта Ленина — вечерами превращалась в сплошной «променаж» для влюбленной молодежи. С правой стороны ул. Советской, от огромных железнодорожных часов, которые стояли на углу возле обувной фабрики, встречались и прогуливались совсем еще юные парни и девушки, а с левой стороны, важно и медленно, — молодежь старшего возраста: женихи и невесты, уже женатые. Общепринятыми местами встреч влюбленных пар были часы у обувной фабрики и три тополя на углу улиц Потемкинской и Декабристов».
При описании благоустройства Николаева нельзя обойти вопроса о катакомбах и подземных минах, имеющихся в городе в большом числе, но которые до сих пор еще не исследованы и не изучены.
От старожилов Николаева можно услышать о том, что под городом существуют обширные катакомбы. Пожилые люди рассказывают, что сами, будучи детьми, нередко в них спускались.
Обширные подземелья находятся под многими старыми николаевскими домами, как правило, двухэтажными. Каждый старый дом зажиточного хозяина имел подвал или погреб, а иногда и то, и другое. Эти подвалы были глубокими, имели сводчатые каменные потолки, облицованные камнем стены и несколько комнат («камер»). Они строились для хозяйственных нужд: хранения бочек и бутылок с вином, солений и мочений, льда и разного продовольствия. Такие подвалы были практически под каждым магазином. Но самое удивительное, что они иногда сообщались друг с другом подземными ходами. Одну из таких катакомб с подвалами подробно описал сотрудник ЧК Николаева М. Б. Спектор в своей автобиографической (документальной) повести «Глухой фармацевт». В 1920 году по наводке одной из жительниц Николаева Спектор с группой чекистов обследовал эти катакомбы.
Юрий Семенович Крючков в книге «Град Святого Николая» достаточно достоверно обрисовал план николаевских подземелий. Вот что получилось. «В 1907 г. купец Э. И. Цукерман купил дом на Соборной №6, в котором устроил ювелирный магазин. Рядом находился другой магазин, расположенный ближе к Спасской. Под магазинами помещались каменные подвалы, которые сообщались между собой. Из подвала Цукермана вела потайная дверь в еще один подвал, в котором был устроен за каменной стеной сейф. Здесь чекисты нашли столовое серебро. В полу этого подвала они обнаружили тайный вход в глубокий колодец (около девяти метров), у дна которого начинался узкий и низкий подземный ход в сторону Садовой улицы. Общая длина его составляла около 500 метров. Он заканчивался глухой камерой, где чекисты увидели клад — в трех кастрюлях находились антикварные изделия из золота и драгоценных камней.
Из первого хода на расстоянии примерно 400 метров от колодца начиналась вторая галерея в рост человека, шедшая по диагонали около 600 метров в сторону Херсонской улицы. Этот ход выводил в подвал дома №33 по Московской улице. В подвале чекисты обнаружили склад оружия. Таковы были эти странные подземные сооружения: если первый ход из дома Цукермана был явно сделан для сокрытия дорогого клад, то второй ход от дома по Московской улице №33 — неизвестного назначения. Он напоминает грабительский ход, но непонятно тогда, почему грабители, прорыв его, не забрали клад? Или это был запасной ход?
Думается, что еще много таких загадочных ходов имеется под центром Николаева, но сейчас трудно объяснить их происхождение».
Интересны воспоминания Анны Бондаренко (1921 г. р.) о прогулке по подземному Николаеву, приведенные в статье А. Шенкевича (Вечерний Николаев. — 2015. — №80) : «Я была еще ребенком. Мы с родителями и двумя сестрами жили на улице Советской, 26 — угол Потемкинской. Наши друзья со двора — мальчики постарше — уже спускались в катакомбы и исследовали несколько ходов. Вот так однажды они позвали меня и моих сестер посмотреть на «сказку». Мы спустились в подземелье через многоэтажный подвал. Прошли около сотни ступеней, пока не оказались в ровной комнате с высоким потолком. Из этого зала дальше уходили три хода — мы пошли в правый, и подземными тоннелями дошли до улицы Садовой. Там был ледник, куда со всей области свозили лед для заморозки продуктов. После мы продолжили путь до завода им. 61 коммунара и там вышли на поверхность. А ход этот тянулся аж до 1-й Военной, нам потом мальчики рассказывали. Мальчики освещали фонарем холодные каменные стены, рассказывая истории о турках, которые на этих стенах вешали людей. Так что было немного жутко, но очень интересно. Помню, там было очень красиво: высокий потолок, стены отделаны камнем и широкие коридоры — два человека могли стать раскинув руки».
В новейший период истории Николаева неоднократно поднимался вопрос о возвращении улице старого названия — Соборная. 19 февраля 2016 года николаевский городской голова Александр Сенкевич подписал распоряжение №28р «О переименовании объектов топонимики», согласно с которым улица Советская снова стала Соборной.
Соборная — центральная улица нашего города и самая длинная пешеходная улица в Украине, по которой так любят прогуливаться николаевцы. На ней расположены интересные памятники архитектуры, большое количество магазинов и различные зоны отдыха.
Миколаївська обласна бібліотека для юнацтва
|