1899 год. Федору Шаляпину — 26 лет. Начало творческого пути великого артиста. За плечами — выступления в любительских и ученических концертах. Первые спектакли в Петербурге в частных театрах в 1894 году. Дебют в Мариинском театре в 1895. В 1896 году двадцатитрехлетний Шаляпин приглашен Саввой Мамонтовым в Московскую частную оперу, где сразу занял ведущее положение и во всей полноте раскрыл свой талант. «Одним великим художником стало больше», — писал о 25-летнем Шаляпине В. Стасов.
Знакомство музыкальной и театральной николаевской публики с талантом молодого певца связано именно с завершением периода его работы в мамонтовском театре.
В начале июня 1899 года Федор Шаляпин вместе с Леонидом Собиновым выезжает на гастроли в Одессу, где целый месяц поет на сцене Городского театра с оперной труппой В.Н. Любимова. С этой же труппой 8 июля 1899 года он приезжает на гастроли в Николаев. Гастроли продлились неделю. Сыграно было 4 спектакля. Ставились они в театре Я. Шеффера.
История этого театра такова. Выдающийся украинский актёр и общественный деятель П.К .Саксаганский в своих мемуарах вспоминал: "В Николаеве я бывал ещё в 1880 году. Здесь было два театра: Русинова и Миллера. Русиновский театр был запущен, и в зимний сезон русская труппа играла у Миллера. Театр этот на Никольской улице был построен наподобие корабля. Глубоко в земле, куда, будто в трюм, вели узенькие лестницы, был партер, над землёй помещались ложи бенуара, а над ними — бельэтаж и галёрка".
В 1880 году после известия о пожаре в Венском театре приказом николаевского губернатора русиновский и миллеровский театры были закрыты как не удовлетворяющие требованиям безопасности публики, "впредь до их переустройства". В это же время местный мещанин Монте обратился к городским властям с просьбой разрешить построить на его участке земли здание нового театра (на углу улиц Адмиральской и Рождественской, ныне Лягина). Первые спектакли в новом театре состоялись в январе 1882 года. Вместительное здание на 1310 мест (в нынешнем почти на 1000 меньше!) заметно способствовало оживлению театрального искусства в Николаеве.
Карл Монте стал держать в новом театре антрепризу. С середины 90-х годов позапрошлого столетия и здание, и антрепризу принял под своё начало не менее видный "продюсер" тех времён Яков Шеффер.
Оба они дело своё знали превосходно. Антреприза процветала. На николаевской сцене играли блестящие мастера ведущих провинциальных и даже Императорских (то есть — государственных, а не частных) театров. Среди прославленных имён, оказавших честь николаевской публике, — Вера Комиссаржевская и Мария Савина, Павел Орленев и Мамонт Дальский, а также Леонид Собинов и Фёдор Шаляпин.
В настоящее время в здании театра Шеффера, которое является памятником архитектуры, находится Николаевский художественный академический русский драматический театр. Здание восстановлено после разрушения в годы Великой Отечественной войны. Облик его изменила послевоенная пристройка массивного классического портика.
Итак, в момент расцвета николаевского театра, 8 июля 1899 года одесская оперная труппа В. Н. Любимова вместе с молодыми, но уже ведущими артистами Московской частной оперы дает спектакль «Русалка» А. Даргомыжского. Сам Шаляпин рассказывал: «Я видел, что Даргомыжский в «Русалке», явно придавая некоторым фразам драматизм, как бы стремился соединить оперу и драму в одно целое, и видел, что, наоборот, певцы и режиссеры всегда подчеркивают в опере моменты лирические в ущерб драме и тем обездушивают, обессиливают оперу». Молодой артист Шаляпин — в роли Мельника — сразу строит роль по-другому и очень эмоционально раскрывает трагедию несчастного, обезумевшего от горя отца, наполняя всю оперу необычайным драматизмом.
10 июля на николаевской сцене играют оперу Щ. Гуно "Фауст”. В роли Мефистофеля — Федор Шаляпин. Это роль, которую всю свою творческую жизнь будет петь, играть и совершенствовать великий певец и артист. Вот что вспоминал один из зрителей в 1907 году: «...Вчера он был Мефистофелем. И это — утверждаю — был новый Мефистофель, не тот, которого я видел раньше... А был он божком продажной совести, гнусных сделок чести, грязных закоулков человеческой души. Сводник, спекулянт и ростовщик жили в этом красном черте, самом близком и понятном из всех чертей современного пекла...» (Ю. Беляев.). Но это будет позже.
А в 1899 году 12 июля почтенной николаевской публике предлагается опера Ф. Глинки «Жизнь за царя». Федор Шаляпин — в роли Ивана Сусанина.
Сам артист вспоминал, что в этой роли он свершил маленькую, но революцию — взбунтовался против лакированного, «сусального образа» в красных сафьяновых сапожках. «Костюма я дожидался долго, но дождался: мне принесли темно-желтый армяк, лапти и онучи... Революция свершилась.
На самой высокой баррикаде стоял костромской мужик Сусанин в настоящих лаптях».
Завершение николаевских гастролей — опера М. Мусоргского «Борис Годунов». На протяжении всей своей творческой жизни с потрясающей правдивостью и силой раскрывает Шаляпин мучительный душевный разлад и угрызения совести, испытываемые царем Борисом. Эта роль — одна из главных в репертуаре артиста.
Вот что стоит за короткими строчками исторической хроники николаевской культурной жизни: «На сцене театра в разное время выступали такие деятели театрального искусства как...». И Федор Шаляпин — в числе тех имен.
Использованная литература:
Авербух Е. Шаляпин в Николаеве / Е. Авербух // Вечерний Николаев. — 1993. — 6 июля.
История театра : Николаевский художественный русский драматический театр // http : // teatre.mk.ua.
Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина : в 2-х кн. Кн. 1 / сост. Ю. Котляров, В. Гармаш. — Л. : Музыка, 1988. — С. 159-160.
Шаляпин Ф. И. Страницы из моей жизни : повести / сост., вступ. статья, коммент. Е. Дмитриевской, В. Дмитриевского. — М. : Кн. Палата, 1990. — 464 с.
http://www.unbib.mk.ua/index.php/2009-06-11-13-17-31/52-2009-06-11-13-24-26/256--1899-.html
|