Н И К О Л А Е В
люди, история, культура, промышленность, перспективы.«При всех военных заботах не оставлял я пещись о внутреннем устройствеи в течение войны многие зделаны заведения.Город Николаев может равняться уже с лутчими городами...»Основатель города Николаева Светлейший князь Г. А. Потемкин-Таврический — Екатерине IIМай 1791 г.Вид Николаева из космоса
Карта Николаева
Книги о Николаеве, о кораблях и корабелах (анонсы, рецензии, продажа)
Приглашаем на виртуальную прогулку по Николаеву — Дух захватывает!
Подборка видеороликов о современном Николаеве.
Николаевские истории
Николаевские адмиралы
Николаевский некрополь
Календарь исторических событий Николаева
Посмотрите замечательные "живые" круговые панорамы
улицы Советской, самой красивой улицы Николаева
Справочные данные о городе:
Основан: 1789 год
Численность населения: 508,1 тыс. человек
Телефонный код города: +380 (512) XXXXXX
Почтовый индекс: 54000
Номерные знаки: ВЕ / 15История НиколаеваНиколаев (укр. Миколаїв, произносится [мыкола́йив]) – областной центр Николаевской области в южной части Украины. Расположен в месте слияния рек Южный Буг и Ингул, в 80 километрах от Чёрного моря. В честь города назван астероид № 8141 Nikolaev = 1982 SO4, открытый Крымской астрофизической обсерваторией.
Николаев был любимым городом Григория Потёмкина, в планах которого было превращение верфи в третью столицу России.
Интенсивное заселение Николаевского полуострова началось в последней четверти ХVІІІ века уже после освобождения Северного Причерноморья от турецких завоевателей и выхода Российского государства к Черному морю. России нужен был свой флот. И по указу князя Г. А. Потемкина в устье реки Ингул под непосредственным руководством полковника М. Л. Фалеева в 1788 году была заложена новая верфь.
Современная верфь Николаева
Вокруг верфи начал расти городок. Имя свое он получил через год, после победоносного штурма Очакова российскими войсками под командованием А. В. Суворова. Очаков был взят в декабре 1788 года, в день Святого Николая, защитника моряков. В его честь и назвали новый город.
Судостроению и флоту полностью была подчинена жизнь города. Почти сто лет здесь дислоцировался штаб Черноморского флота. Во время Крымской войны (1853 – 1856) он стал главной тыловой базой Черноморского флота.
Вид на город
Население Николаева составляет около 506 тысяч человек. Местные жители – николаевцы, николаевчане. С этим городом связаны имена многих выдающихся людей, что нашло свое отображение в памятниках города, названиях его улиц, площадей и скверов. Здесь служили и работали адмиралы Грейг и Лазарев, первооткрыватель Антарктиды Ф. Ф. Беллинсгаузен, герои обороны Севастополя времен Крымской войны адмиралы Нахимов и Корнилов.
Именно в Николаеве В.И. Даль, находясь на воинской службе, приступил к созданию «Толкового словаря живого великорусского языка». В городе бывали Ушаков, Пушкин, Горький, Маяковский, Римский-Корсаков. Родом из Николаева выдающийся астроном, академик Ф. А. Бредихин, исследователь Арктики Г.Л. Брусилов, талантливый флотоводец, океанограф, полярный исследователь и изобретатель С.О. Макаров.
День города совместно с днём рождения области николаевцы широко празднуют во вторые выходные сентября.
С трех сторон омываемый водами Ингула и Южного Буга, он с высоты птичьего полета похож на раскрытую ладонь, обращенную к солнцу. Флотский и корабельный город, любимое детище князя Потемкина-Таврического, заложенный им в 1789 г. в прекрасном месте, на удивительно живописном полуострове при слиянии Ингула и Южного Буга, он мог бы со временем стать "южной столицей” России, прорубившей наконец окно к черноморскому простору, в Средиземноморье. Однако история распорядилась иначе. Николаеву довелось стать городом-верфью, колыбелью Черноморского флота, городом-мастеровым, одним из центров кораблестроения России, а затем и Советского Союза. Такая специфика наложила отпечаток на судьбу, характер и даже внешний облик Николаева. Тем не менее, город рос, развивался, жил своей жизнью. Сегодня это крупный областной центр Украины с полумиллионным населением, известными во всем мире промышленными гигантами, развитой социальной сферой, это широкие, озелененные проспекты, это полный очарования центр, это красавцы Южный Буг и Ингул.
Территория, ныне занимаемая Николаевом, была одной из южных окраин Киевской Руси.
В XIII веке славяне были вытеснены татаро-монгольской ордой. Но уже в XIV веке их вытеснили литовские феодалы, мечтавшие о захвате Черноморского побережья.
В последней четверти XV столетия земли Северного Причерноморья захватила Оттоманская Турция.
С конца XV века история юго-восточной части левобережья Южного Буга тесно связана с запорожскими казаками. Они закладывали здесь свои хутора, устраивали переправы через реки.
XVIII век был ознаменован рядом русско-турецких войн, целью которых являлось освобождение исконно славянских земель от Исламской Империи.
Освободив территорию между реками Днепр и Южный Буг и получив право беспрепятственного плавания по Азовскому и Черному морям, Россия приступила к созданию флота.
В 1778 году в устье реки Днепр была основана первая черноморская верфь и город Херсон.
А спустя 10 лет в устье реки Ингул была заложена ещё одна верфь — Ингульская, вокруг которой быстро вырос город. По приказу генерал-губернатора Новороссийского края князя Григория Потемкина новый город получил имя Николаев 27 августа 1789 года в память об одержанной в 1788 году русскими войсками победе — взятии турецкой крепости Очаков в день святого Николая, покровителя моряков. Эту дату считают днем рождения города.
Строился город по специально составленному плану — с прямыми улицами и кварталами правильной формы. Этот план был составлен в конце XVIII века русским зодчим Иваном Старовым. Благодаря действиям генерал-губернатора Б. А. Глазенапа, в 1862 году было получено разрешение на открытие Николаевского порта для иностранных судов, таможни и иностранных косульств. Это способствовало развитию города, и в конце XIX века Николаев по общему объему морской торговли занимает 3 — е место, а по объему продаж зерна — первое место в Российской империи и 3 — 4 в мире.
За это время Николаев становится крупным промышленным центром, в 1890 году тут работало 131 предприятие. В конце XIX века в промышленность города проникает иностранный капитал. В 1895 — 97 гг. строятся заводы бельгийского акционерного, а также русского Черноморского обществ, которые в 1907 году объединяются в единый завод — «Н а в а л ь» (Ныне самое крупное предприятие города — Черноморский Судостроительный Завод).
Во время Великой Отечественной войны в Николаеве действовала подпольная разведовательно — диверсионная группа, возглавляемая В. А. Лягиным (Корнеевым), которая называлась «Николаевским центром».28 марта 1944 г. Николаев освобожден воинами Советской Армии.
В центральной части города, где в марте 1944 года велись упорные бои за каждый квартал и за каждый дом, воздвигнут памятник воинам-освободителям.
А в сквере Десантников создан мемориальный комплекс, посвященный Героям-десантникам, которые вошли в биографию города своим подвигом, совершенным весной 1944 года. Благодаря их героизму, морской порт был спасен от варварского разрушения и облегчена операция по освобождению города.
Один из старейших и красивейших городов юга Украины — Николаев продолжает жить и развиваться под покровительством своего ангела-хранителя Святого Николая.
Николаев открыт миру для партнерства и сотрудничества и верит в свою счастливую звезду – малую планету (8141) Nikolaev = 1982 SO4, которая была открыта Крымской Астрофизической обсерваторией и названа в его честь.
Предприятия региона поддерживают деловые отношения с партнерами 101 страны мира.
В структуре экспорта наибольший удельный вес имеют глинозем, суда, механическое оборудование, кожа скота, продукты растительного происхождения.
Одной из ведущих отраслей промышленности является машиностроение, главной составляющей которого является судостроение (ГП "Черноморский судостроительный завод") с обслуживающими его производствами и энергетическое машиностроение. Также значительный вес имеет цветная металлургия (благодаря ОАО "Николаевский глиноземный завод"), электроэнергетика, легкая, пищевкусовая и перерабатывающая промышленность.
Удобное географическое расположение города и близость к обширным плодородным сельскохозяйственным регионам Украины способствовало становлению Николаева как один из важнейших коммерческих центров на Черном море. Николаев также является частью уникального природного климата, создаваемого южно — украинскими степями и теплым Черным морем. Археологические раскопки Ольвии и природный курорт Голая Пристань, с их историей и прекрасными природными окрестностями, два наиболее посещаемых туристами зон отдыха на побережье Черного моря.
В настоящее время в Николаеве 4 близко расположенных к друг другу порта в устье Южного Буга: Николаевский морской порт (крупнейший), речной порт, Днепр — Бугский порт и порт Октябрьский. В Николаеве 3 больших судостроительных предприятия, выполняющих заказы на постройку судов различного типа: судостроительный завод «Океан», Черноморский судостроительный завод и завод «61 коммунара».
Портовая инфраструктура является ключевым фактором коммерческого и экономического развития Николаева. Основной объем общего экспорта реализуется через порты, особенно через Николаевский коммерческий морской порт. Основной поток импортируемых товаров из стран Черного и Средиземного моря идет через порты Николаева.
Николаевский глиноземный завод предоставляет первоклассный продукт для производства алюминия. Здесь вовлечены высоко — квалифицированные специалисты, которые поддерживают стабильную и эффективную работу предприятия на протяжении уже 15 лет. Инженеры завода работают вместе с научно — исследовательскими институтами в решении вопросов касающихся утилизации отходов, производства новых продуктов, реализации новых технологий. Сырьем служат высококачественные бокситы, импортируемые из Гвинеи, Ямайки, Австралии и Бразилии.
Ведущей отраслью Николаевщины является судостроение. Самыми большими предприятиями этой отрасли являются три судостроительных предприятия:
- Государственная акционерная холдинговая компания «Черноморский судостроительный завод», основанный в 1897 году, является одним из самых больших в Европе, где более чем 1000 различных кораблей и судов было построено, десятки тысяч машин, механизмов, бойлеров, судового оборудования было произведено.
- Государственное предприятие «Судостроительный завод имени 61 коммунара». История завода «61 коммунара» близко связана с историей Черноморского флота. Рождение завода имело свое происхождение в необходимости усилить южные границы России и создать мощный флот. Первый корабль, построенный здесь был спущен на воду в 1788. В это время территория северного Причерноморья была частью Российской империи и с 1917 года — СССР. Только в 1991 эта территория стала частью Украинского государства. Кроме рефрижераторов завод строит плавучие отели. Это одно из самых современных и технически оснащенных судостроительных предприятий Украины.
- Открытое акционерное общество «Дамен Шипьярдс Океан». «Океан» одно из первых судостроительных предприятий на юге Украины, которое строит большегрузные суда на экспорт. Более 400 различных судов было построено со времени основания завода в 1958 году: сухогрузные и исследовательские суда, лесовозы, морские буксиры, малые рыбные заводы и большие авианосцы.
Город Николаев — центр машиностроения, в том числе судостроения, цветной металлургии, пищевой и легкой промышленности области. В нем насчитывается свыше 60 крупных промышленных предприятий, удельный вес которых в общеобластных объемах составляет свыше 51%. Здесь функционируют один речной и три морских порты, оснащенные современными портальными кранами и другим оборудованием. Техническая способность только торгового морского порта по переработке грузов достигает 9 млн. тонн за год. Навигация осуществляется круглогодично.Транспортное сообщение
В Николаеве функционирует автобусный, троллейбусный, трамвайный виды транспорта, маршрутные такси. Главной магистралью города является Проспект Ленина. Николаев соединен железной дорогой, автобусными маршрутами, морским транспортом и аэропортом со многими городами, портами и странами мира.
Международные и национальные автомобильные пути
Через Николаев пролегает Евроазиатский транспортный коридор: Одесса — Николаев — Херсон — Джанкой — Керчь.
Через Николаев также пролегает коридор ЧЭС (Черноморского экономического сотрудничества): Рени — Измаил — Одесса — Николаев — Херсон — Мелитополь — Бердянск — Мариуполь — Новоазовск.
Николаев связан автодорогой (Ульяновка — Николаев) с автомагистралью М-05 (Одесса — Киев), которая, в свою очередь, связана с автодорогой М-12 в районе города Умань, имеющей выход на трассу Люблин — Варшава — Гданьск (Польша). Протяженность пути Гданьск — Николаев составляет 1530 километров.
Через Николаев проходит автодорога М-14 (Одесса — Новоазовск), имеющая выход на автомагистраль М-18 (Ялта — Симферополь — Харьков).
Также от Николаева начинаются автодороги Н-11 (Днепропетровск — Кривой Рог — Николаев) и Н-14 (Александровка — Кировоград — Николаев)
Железнодорожный транспорт
В состав железнодорожного транспорта входят локомотивное и вагонное депо, железнодорожные станции Николаев-грузовой, Жовтневая, Кульбакино, Прибужская, Гороховка, парк-станции «Николаев-рудный» и «Морской порт», а также Ольшанское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта. Эксплуатационная длиной магистралей железнодорожных путей общего пользования составляет 0,7 тыс. км.
Водный транспорт
Водный транспорт представлен тремя морскими портами и одним речным, а также рядом частных терминалов. Акватории портов соединяется с морем через Днепро-Бугско-лиманский канал. Канал начинается у острова Березань и тянется на 44 мили до порта Николаев. Канал состоит из 13 колен, 6 из них проходят по Днепровскому лиману, а остальные — по реке Южный Буг. Ширина канала 100 метров, глубина — 10,5 метров.
Порты:
Николаевский морской торговый порт
Специализированый морской порт «Октябрьск»
Днепро-Бугский морской торговый порт
Николаевский речной порт
Авиационный транспорт
Представлен двумя аэропортами и базирующимися на них аэрокомпаниями.
1. Коммунальное предприятие "Международный аэропорт "Николаев" входит в число самых крупных и наиболее технически оборудованных аэропортов юга Украины. Аэропорт класса "В" имеет современную взлетно-посадочную полосу 2550х44 м, способную принимать воздушные суда посадочным весом 220 тонн, и разместить 8 самолетов типу "ИЛ-76", оснащенный радиотехническим, светотехникой и навигационным оборудованием. Аэровокзальный комплекс имеет пропускную способность до 400 пассажиров через час при полетах на внутренних авиалиниях и до 100 пассажиров - при полетах за границу.
2. Аэродром "Кульбакино" - 1-го класса, первой категории радиобредовой системы (расстояние радиолокационного контроля за полетами самолетов 300 км), оснащенный бетонной взлетно-посадочной полосой 3250х80 м и толщиной покрытия 44 см, способную принимать воздушные суда посадочным весом 200 тонн. Наличное количество специального автотранспорта позволяет готовить к вылету одновременно до 6 самолетов типа Ил-76.
Городской электротранспорт
Кроме автомобильного транспорта, в областном центре перевозки пассажиров осуществляется городским электротранспортом (трамвай, троллейбус).
Трамвай. Длина трамвайных линий составляет 73 километра. С 1897 по 1925 года николаевский трамвай работал на конной тяге. С 1915 также было организовано движение трамвая на электрической тяге, которое действует и до сих пор. Изначально колея составляла 1000 мм, а в 1952—1972 была переделана под стандартную.
Троллейбус. Длина троллейбусных линий составляет 59 километров. Николаевский троллейбус действует с 29 октября 1967.
Агентства недвижимости Николаева: Продажа квартир и другие операции с недвижимостью в Николаеве.Такси в Николаеве:
Такси 1544 (бывшее 064)
Такси 1500
Такси 1501 (бывшее 001)
Гостиницы Николаева: http://hotels24.mk.ua/
Герб города Николаева
Современный герб города Николаева
Современный городской герб утверждён в День города, на торжественном заседании городского Совета, 26 сентября 1997 года. за основу был принят герб 1883 года, с которого убрали герб Херсонской губернии - крест и митры из левого верхнего угла щита.
Современный городской герб утверждён в День города, на торжественном заседании городского Совета, 26 сентября 1997 года. Интрига была в том, что перед этим было проведено два конкурса на герб города Николаева. Результаты первого конкурса были признаны неудовлетворительными. На второй конкурс представили 16 вариантов 13 авторов, но и в этот раз достойной работы не нашлось. Бытует мнение, что восторжествовал здравый смысл - было решено не изобретать велосипед, а воспользоваться старым гербом Николаева 1883 года (это после того как потратили кучу бюджетных денег на конкурсы!).
Итак,за основу был принят герб 1883 года, с которого убрали герб Херсонской губернии - крест и митры из левого верхнего угла щита. Вот, что получилось:
...В лазуревом поле на серебряной волнообразной оконечности золотой корабль с чёрными вёслами, сопровождаемый в главе щита золотой архиерейской митрой, на двух золотых же накрест положенных посохах. Щит увенчан серебряной короной и наложен на два золотых якоря, перевязаных Александровской красной лентой...
Митра - атрибут Святого Николая, а посохи - Святого Григория, покровителей города.Вот собственно и все - есть основания предпологать, что пятого герба не будет. Но кто знает! Все течет. все изменяется!
Первый герб города Николаева 1803 года
Первый герб города был утверждён 7 октября 1803 года императором Александром I. Его описание закреплено в «Полном собрании законов Российской империи»:
На щите, который разделён от верхней середины до нижних углов, в чёрном поле, над серебряной кадильницей изображён золотой крест, окружённый лучами, а по сторонам: в голубом поле Архиерейская митра и в золотом поле Архиерейский посох.
Атрибуты архиерейской власти — митра и посох — ассоциируются с покровителем города Святым Николаем.
Второй герб города Николаева 1883 года
16 марта 1883 года высочайше был утверждён второй герб Николаева. В проекте «Записки о гербе военно-портового города Николаева» исполняющего должность управляющего гербовым отделением департамента герольдии Сената было указано:
...Так как город Николаев есть одним из главнейших портов Южной России, то оставляя митру и посох я полагаю изобразить в гербе сего города сверх того корабль...
Вот описание самого герба:
...В лазуревом щите, на серебряной волнообразной окраине золотой корабль с чёрными веслами, сопровождаемый в главе щита золотой архиерейскою митрою на двух таковых же накрест положенных посохах. В вольной части герб Херсонской губернии. Щит украшен серебряною башенною, о трёх зубцах, короною и окружён двумя золотыми якорями, соединёнными Александровскою лентою...
Третий герб города Николаева- советского периода.
Третий герб был утверждён Николаевским городским советом в 1969 году. В результате конкурса победил эксиз художника В. С. Козловского.
На красно-синем поле изображён серебряный парус, под килем расположена золотая полушестерня, в верхнем левом углу — серп и молот золотого цвета.