80 лет освобожденя Николаева
от немецко-фашистских захватчиков

Николаев
  

БЫТЬ ИЗ НИКОЛАЕВА, ЭТО:

  • знать, что такое: «Сухой» , «Намыв», «Водопой», «Ялты», «Абиссиния», «Соляные», «Ракетка», «Аляуды»;

  • фразы «я на Горбатом» и «я на Совке», «я в Мультике», «я в Сказке» тебя совершенно не озадачивают;

  • при жаре +40°С все прочие хватаются за сердце, а ты расправляешь жабры;

  • у тебя своё понимание, что такое «Дубки», «Лески» и «Роща». И это точно не про деревья;

  • «Алые паруса» — это вовсе не книга и не оснастка судна…

  • выражение «пойти по Большой» у тебя не вызывает вопросов, так же, как и «пойти по Малой» и вовсе не про нужду;

  • знать, что на «ДорМашине» при ливне плавают машины;

  • тебя не смущает, когда произносят, что ездил за книгами на «Толчок»;

  • штормовое предупреждение — не повод не выходить из дома;

  • из центра пешком до любого района от силы час-полтора пешком, если быстро;

  • люди с удочками на набережных и мостах — привычная картина, хотя никто никогда не видел, чтобы хоть кто-нибудь хоть что-нибудь поймал;

  • точно знать, как выглядят самые красивые девушки в мире.

Правление Николаевского землячества

 

 

 


ВходДомойО землячествеНовостиСправочникДокументыСтатьиБизнесКультураСовет ветерановЖенский клубФотографииВидеоФорумКонтактыКарта сайта

Русский On-line переводчик RU/UA Украинский

Здесь вы можете подписаться на получение по e-mail извещений об обновлениях сайта (для зарегистрированных пользователей)

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ


Мы поддерживаем обмен ссылками с дружественными сайтами. Вы можете установить у себя нашу «
кнопку»:


© При копировании и цитировании материалов обязательна активная ссылка на сайт:

© Николаевское землячество в Москве © 2024


»


webdesign: panko
Счетчик посещений
Хостинг от uCoz


Вы здесьсекунд


Личные сообщения
(Новых: )
 Аналитика и публикации
Главная » Статьи » Статьи о Николаеве » История города

Николаевский Яхт-клуб

Николаевский речной яхт-клуб был учрежден в 1887 г. 12 августа, когда состоялось первое собрание лиц, пожелавших учредить в городе яхт-клуб. Позднее именно в этот день отмечались юбилейные даты общества.


Это собрание было отражено в прессе. Вот что писала газета «Южанин» 14 августа: «В среду [12 авг.] в 6 час. вечера в Молдованском зале собиралось более 30 лиц для обсуждения некоторых вопросов по поводу возрождающегося в нашем городе яхт-клуба... . На этом предварительном собрании были предложены для обсуждения два вопроса: первый — о величине членского взноса, который определен, как мы слышали, в 16 руб., — сумму очень скромную и не обременительную для любителей морского спорта даже с небольшими средствами, и второй — о выборе комиссии для составления устава Общества из среды заявивших желание быть членами яхт-клуба. В числе последних, как мы слышали, насчитывается уже теперь более 60 лиц. Можно искренне пожелать полного успеха этому делу. Учреждение яхт-клуба в нашем городе при большой реке, представляющей все удобства для морского спорта, учреждение, развивающее стремление к морю и к службе на нем, должно было бы совершиться у нас даже ранее, чем, например, в Москве или в Воронеже».


22 августа 1888 г. Морское министерство за подписью товарища министра генерал-лейтенанта Шебеко утвердило устав яхт-клуба. 7 мая 1889 г. он был торжественно открыт. Тогда же состоялась первая парусная гонка клуба.

В Николаеве по состоянию на 1890 г. проживало 66330 жителей (видимо, помимо войск и приезжавших на летнее время; к 1910 гг. эта цифра возросла примерно на 1/3 и составила 100000). Была развита морская (в том числе и военная) промышленность, существовало свое Адмиралтейство (всего в конце XIX столетия. в России было 4 адмиралтейства: в Санкт-Петербурге, в Кронштадте, в Николаеве и в Севастополе.

Основным инициатором учреждения яхт-клуба в городе был Евгений Николаевич Голиков. С 1890 г. почетным членом клуба стал вел. кн. Константин Константинович. С 23 мая клуб был принят под Высочайшее покровительство вел. кн. Александра Михайловича, который считался высочайшим патроном многих яхт-клубов России.


О первом десятилетии в деятельности клуба у нас мало сведений; возможно, это время ушло на подготовительные, организационные работы. Вначале клуб размещался на берегу р. Ингул, где для него устроили шлюпочный сарай и пристань.

Несмотря на большое количество организационных работ, клуб с самого начала своей деятельности уже функционировал. В кратком путеводителе по г. Николаеву за 1892 г. сказано, что «пристань [клуба] находится у бульвара. Летом очень часто устраиваются гонки парусные и весельные, которые привлекают смотреть почти весь город».

В 1897 г. клуб переехал в Спасск на территорию, выделенную Морским ведомством во временное и бесплатное пользование. Здесь соорудили пристань и три деревянных павильона, квартиру для боцмана.


Зимнее здание яхт-клуба «со столовою, буфетом и кухней, а так же комнатами для мужской и дамской уборных и необходимых служб» было торжественно открыто 18 мая 1904 г.(решение о строительстве было принято ранее — в 1903 г.). На открытии присутствовали командоры Черноморского и Екатерининского яхт-клубов Одессы. Архитектура здания была выполнена в «мавританском» стиле. План, смету и наблюдение за постройкой осуществлял член клуба Л. Родэ. В похожей архитектурной стилистике было сооружено здание яхт-клуба в сравнительно недалеко расположенном Севастополе.

Деятельность яхт-клуба активизировалась в 1910-е гг., когда заметно возрастало и число действительных членов клуба, и клубных судов. В 1903 г. в клубе было 143 яхтсмена, в 1907 г. — 175. К 1 января 1911 г. в клубе состояло 205 действительных членов, а к 1 января 1914 г. эта цифра выросла до 333 человек. Женщин в списках действительных членов яхт-клуба не было — это не позволял Устав. Зато дамы часто упоминались в списках сезонных гостей.

Отличительной особенностью Николаевского речного клуба (помимо многочисленности) было то, что в нем, как и в близлежащем Екатеринославском яхт-клубе, состояли представители духовенства, что было в целом для России нехарактерно.


Для вступления в клуб были типичные ограничения, но в одном месте устав был чуть более либерален: исключенные из других Обществ могли надеяться на вступление в Николаевский яхт-клуб, но только спустя 5 лет с момента исключения. Но, если выяснялось, что вновь избранный член клуба не имел права туда вступать, то он, естественно, исключался, а предложивший его член клуба не штрафовался, и не подвергался предупреждению, а сразу же терял право рекомендации кандидата. Забаллотированный кандидат не мог выставлять свою кандидатуру ранее, чем спустя год после отрицательного голосования.

Исключались из клуба после третьего нарушения по решению Общего собрания (после первого нарушения поступало предостережение, после второго — замечание). Были порицания и за несвоевременную уплату долга: «Если же по истечении двухнедельного срока со дня отсылки повестки член не уплатит долга, то ему воспрещается вход в клуб до полной уплаты, и со дня вручения повестки на сумму долга насчитывается пеня по одной копейке с рубля в месяц. Членский билет не может быть возобновлен до уплаты всех долгов клубу, и имя бывшего члена, оставшегося должным клубу, вывешивается на доску с обозначением суммы долга».


Годовые членские взносы в начале ХХ в. составляли 15 руб., вступительные — 20 руб. Постоянные гости платили 10 руб., месячные — 3 руб.

Устав регламентировал форму для членов клуба, которая была типичного покроя, но не темно-синего, как в большинстве случаев, а темно-зеленого цвета. Командору и вице-командору разрешалось также носить треугольную шляпу с петлицею из золотого жгута.

Николаевский яхт-клуб, как и все другие Российские яхт-клубы, допускал посещение гостей, и их статус подробно оговаривался Уставом: «Гостями постоянными могут быть только лица иногородния, по рекомендации двух членов, с платою по три рубля в месяц. Ежедневные гости могут быть вводимы по рекомендации одного члена, как в обыкновенные дни, так и в дни семейных вечеров, гонок, празднеств и проч. Вносят плату, размер которой определяется Комитетом. Дети в возрасте от 12 — 16 лет, могут посещать клуб вместе с родителями, только в дни празднеств, увеселительных прогулок и проч., с половинною против взрослых платою. Бесплатный вход предоставляется членам русских и иностранных яхт-клубов, временно пребывающих в Николаеве. Гости пользуются всеми правами членов, за исключением права голоса и права пользования судами Общества, которые они могут брать не иначе, как по приглашению членов Яхт-клуба. Морские офицеры имеют бесплатный вход в помещение яхт-клуба во все дни, за исключением дней празднеств и увеселительных прогулок, когда и они вносят, как и все остальные, установленную Комитетом плату за вход. Для пользования же имуществом клуба предоставляется им право во всякое время без рекомендации членов и без баллотировки, но с разрешения Комитета, получать как месячные, так и годовые билеты». Льготы и бесплатный пропуск Морских офицеров иногда встречается в Уставах других Российских яхт-клубов.


К 1 января 1911 г. в клуб было записано 30 общественных судов и 50 частных — как парусных, так и гребных. В следующем году общее число судов возросло до 27 парусных, 59 гребных 2 бензомоторных и 4 буеров. Парусные суда были, в основном, английской, гамбургской и местной николаевской постройки. Гребные суда, которыми располагал яхт-клуб, были созданы в Николаеве и в Санкт-Петербурге. Первые суда приобретались за границей; позднее было налажено собственное производство. Некоторые из судов, числившихся в списках Николаевского яхт-клуба, ранее ходили под флагами Санкт-Петербургского речного и парусного клубов.

Судовладельцы составляли примерно 15 — 20% от членов клуба. При этом, согласно уставу, судно могло иметь несколько владельцев. «Число членов-владельцев одного гребного судна не должно превышать числа лиц, составляющих полный его экипаж (разумея гребцов и рулевого). Число лиц, допускаемых к совладению парусным судном, определяется Комитетом в зависимости от величины судна». Порядок измерения судов был следующим: «Длина для открытых шлюпок берется на высоте планшира, между заднею стороною форштевня и переднею ахтер-штевня. Для яхт, полуботиков и палубных ботиков длина берется по ватер-линии, от шпунта до шпунта штевней. Ширина для открытых шлюпок берется внутри миделя, между обшивочными досками по высоте банок; для яхт же и ботиков — по палубе. Глубина берется для открытых шлюпок от высоты борта до киля, а для яхт от нижней стороны бимса до киля. Вместительность судна определяется произведением длинны, ширины и глубины, разделенным на 130; результат такого действия покажет число тонн судна». За запись судна в списки клуба выдавалось свидетельство. При его выдаче взимался 1 руб. за бланк и по 50 коп. с каждого владельца. В свидетельствах фиксировалось получение судами призов на гонках.


Клуб предоставлял места для хранения судов, но при этом не отвечал «за повреждение и истребление судов пожарами, ледоходом, наводнением и бурей».

Суда, не числившиеся в списках яхт-клуба и не принадлежавшие его членам, могли находится на клубных стоянках, но с особого разрешения Комитета, «и не иначе как за двойную против установленной для членов плату за летнюю и зимнюю стоянки. Плата за летнюю и зимнюю стоянки должна быть внесена вперед; первая до 1 апреля, а вторая до 1 ноября каждого года. В случае просрочки плата взимается в полуторном размере, что... не касается до судов, поступивших на стоянку после означенных сроков».

Командором клуба в 1907 г. был Н.Н. Аркас; его сменил Петр Петрович Юрицын, ранее бывший вице-командором (его брат, Владимир Петрович Юрицын, был в 1907 г. командором Екатерининского яхт-клуба).


Среди членов Николаевского яхт-клуба был в начале ХХ в. Анжелло Иосифович Анатра, который одно время был и командором основанного в 1909 г. Херсонского яхт-клуба. Его родственник долгое время был командором Черноморского яхт-клуба. Показательно, что яхта А.И. Анатра «Джемма» первоначально была записана в Николаевском речном яхт-клубе, а затем, в 1911 г. была переведена в Херсонский яхт-клуб. Все это говорит о том, что яхт-клубы, размещавшиеся у Черноморского побережья, были тесно связаны между собой как общими состязаниями, так и родственной близостью в руководстве.

Николаевский клуб проводил в общей сложности примерно 15 — 20 гонок в год, что было типично для Черноморья, где такую возможность допускало обилие водного пространства и продолжительность купального сезона. Отдельно устраивались дамские гонки, гонки для учащихся (среди клубных судов были и те, которые принадлежали учебным заведениям города), гонки для команды (матросов). В гонках для команды призы были денежные. В остальных случаях в качестве призов выдавались (помимо денег) ценные вещи и жетоны. В гонках участвовали и суда других яхт-клубов. С 1890 г. Николаевский яхт-клуб получал субсидию от Правительства на сумму в 1,5 тыс. руб., которая расходовалась, в основном, на призы для победителей гонок.

Николаевский яхт-клуб, как и некоторые другие, находившиеся у Черного моря, большое внимание уделяли обучению молодежи. На гребных гонках 1909 г. в Ялте, состоявшихся в присутствии Александра Михайловича, воспитанники Николаевских средних учебных заведений получили первый великокняжеский приз.

В отличие от некоторых черноморских клубов, ограничивавших свою деятельность только водным спортом, в Николаевском практиковались и иные виды спорта. По Уставу «Общество имеет ввиду как полезное вспомогательное средство при своих занятиях, изучение всякого рода гимнастических упражнений и, между прочим, плаванья, катания на коньках, стрельбы в цель, фехтования и т.п.».

В 1909 г. при яхт-клубе был открыт гимнастический отдел, который, однако, не пользовался такой популярностью, как летние гонки. Функционировал он зимой. Здесь за скромную плату занимались ученики Николаевского Средне-Механико-Технического училища, которые не имели в своем учебном заведении уроков гимнастики. Было и дамское отделение. Предполагалось открыть отделение для гимнастических упражнений с танцами для детей дошкольного возраста членов яхт-клуба. Все гимнастические занятия проходили в здании реального училища, директор которого Карл Николаевич Вирен был членом яхт-клуба.


«Многие», — писалось в отчете клуба за 1911 г., «при самом глубоком убеждении в пользе гимнастического спорта, не решаются встать в ряды занимающихся, исключительно, чтобы не показать свою неловкость. Но если такое лицо попробует заняться в течение одного урока, то уже записывается в отдел и не перестает исправно посещать занятия, т.к. система преподавания очень легка и проста и все сомнения о неловкости рассеиваются с первого же урока». В гимнастическом отделе тогда числилось 30 человек.

Клуб имел собственное отапливаемое, освещенное электричеством, и телефонизированное здание, сад перед ним. Выписывались газеты и журналы; для игры приобретались карты. Для проведения праздников нанимались музыканты.

12 августа 1907 г. отмечался 20-летний юбилей клуба, по поводу чего была издана юбилейная монография. Само празднование было организовано довольно торжественно; информация о нем была помещена в Санкт-Петербургской газете «Яхта». Утром вице-командор П.П. Юрицын послал приветственные телеграммы августейшим членам клуба — великим князьям Александру Михайловичу и Константину Константиновичу, и получил от них милостивые ответы. Примерно в это же время состоялась юбилейная парусная гонка, в которой участвовали все суда клуба, но которая проходила в тяжелых условиях из-за жары и отсутствия ветра. Продолжалась она долго — с 9 час. до 18 час. Затем состоялось состязание с Екатерининским яхт-клубом на аутригерах-четверках, где победу одержали «николаевцы». Эта гонка происходила уже в сумерках. В 9 час. вечера она закончилась; состоялась торжественная раздача призов-жетонов победителям. Тогда же были зачитаны приветственные телеграммы, получены адреса и подарки. Городское собрание поднесло яхт-клубу изящную вазу, использовавшуюся позднее как переходящий приз. «В 10 час. вечера был сожжен фейерверк на воде и на суше, а затем начались танцы, сначала на открытом воздухе(на устроенной для этого площадке), а затем в помещении клуба, продолжавшиеся до 2 часов ночи».

Одним из наиболее значительных праздников клуба был его 25-летний юбилей, который начал отмечаться 12 августа 1912 г. Вот как это происходило: «В первый день празднеств в 12 ч. дня было отслужено торжественное молебствие. После молебна состоялась закладка общественной двухтонной яхты „Волна", которая строится в мастерской яхт-клуба по чертежам, разработанным нашим членом Ф.А. Фон-Гиршбергом. Затем был завтрак, во время которого были принесены поздравления различными депутациями от клубов и учреждений, а также прочитаны приветственные телеграммы от многих лиц и яхт-клубов: после завтрака состоялись водяной турнир, игры, катание гостей на яхтах; вечером — когда стемнело, была зажжена по всей территории клуба иллюминация из электрических расцвеченных лампочек; на открытом воздухе, на пляже, перед зданием, были демонстрированы кинематографические картины из спортивной жизни нашего и других клубов, а также картины, относящиеся к другим видам спорта... , вечером состоялись оживленные танцы, затянувшиеся далеко за полночь». Среди почетных гостей находился Николаевский градоначальник контр-адмирал Е.И. Мязговский с супругой. «Во второй день празднеств состоялись большие парусные гонки, которые, начавшись утром, закончились ок. 2 часов по полудни. В этих гонках принимало участие 19 судов, среди которых были 2 Черноморского, 2 Екатерининского, 1 Херсонского и 14 судов нашего яхт-клуба. Вечером снова состоялись оживленные танцы». Юбилей 1912 г. обошелся клубу в 1171 руб.

В тот же самый день в Николаеве был спущен на воду первый в мире подводный заградитель «Краб», построенный по проекту П.М. Налетова. В 1915 г. подлодка была зачислена в действующий флот.

В том же году яхт-клуб дважды посещал морской министр И.К. Григорович.

О судьбе клуба после революции 1917 г. сведения отсутствуют. Некоторые вещи, связанные с его деятельностью, ныне хранятся в Музее судостроения и флота в г. Николаеве (документы об основании Общества, флаг с гербом города, номерной жетон яхтенной верфи, подлинные фотографии, модели яхт).

Издания яхт-клуба:

Устав Речного яхт-клуба г.Николаева. Николаев, 1901.

Отчет о деятельности Николаевского речного яхт-клуба. 1908-1913. Николаев, 1909-1914.

http://book.nationalclass.ru/encyclopedia/Nikolaevskiy-yaht-klub/
Категория: История города | Добавил: hristenko (28.10.2011) | Автор: Христенко ВН e-mail
Просмотров: 4726 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© Николаевское землячество в Москве © 2024