«Адмирал флота Советского Союза
Кузнецов» (прежние названия — в порядке присвоения —
«Советский Союз» (проект), «Рига» (закладка), «Леонид Брежнев»
(спуск на воду), «Тбилиси» (испытания)) — тяжёлый авианесущий
крейсер проекта 1143.5, единственный в составе ВМФ России в
своём классе (по состоянию на 2012 год). Предназначен для
поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от
атак вероятного противника.
Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота
Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском
судостроительном заводе.
Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР был заложен на
стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982
года. От своих предшественников он отличался впервые
обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов
традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27,
МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную
полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка
впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования
корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.
Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22
ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в «Леонида
Брежнева». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего
продолжалась его достройка на плаву.
11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года
начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года —
заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и
недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл
лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для
базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были
произведены первые взлёты и посадки самолётов на него.
После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на
завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для
проведения заводских и государственных испытаний.
4 октября 1990 года переименован и стал называться «Адмирал
флота Советского Союза Кузнецов».
Оценка проекта
Являясь первым в советской морской практике
полноценным авианосцем (то есть способным
принимать самолеты горизонтального взлета и
посадки с высокими боевыми качествами), ТАВКР
«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» тем не
менее, не смог в полной мере преодолеть
недостатки первых советских ТАВКР класса «Киев».
Ставка на замену полноценных паровых катапульт
трамплином привела к затруднению
взлетно-посадочных операций (из-за наличия всего
одного направления для старта) и невозможности
оперировать тяжелыми самолетами, подобным
самолетам ДРЛО. В результате, возможности ТАВКР
по загоризонтному обнаружению ограничивались
вертолетами ДРЛО имевшими малый радиус действия.
Заместитель директора Института политического и
военного анализа Александр Храмчихин считает,
что единственный российский авианосец, как
боевая единица, на текущий момент ничего из себя
не представляет и используется лишь как школа
для палубных летчиков.
Технические характеристики
Измерения
Длина — 305,0 м
Длина по ватерлинии — 270 метров
Ширина наибольшая — 72 метра
Ширина по ватерлинии — 35,0 м
Осадка — 10,0 м
Стандартное водоизмещение — 43 тыс. тонн
Полное водоизмещение — 55 тыс. тонн
Максимальное водоизмещение — 58,6 тыс. тонн
Энергетическая установка
Паровые турбины — 4 × 50 тыс. лошадиных сил
Количество котлов — 8
Количество винтов — 4
Мощность турбогенераторов — 9 × 1500 киловатт
Максимальная скорость — 29 узлов
Дальность плавания на максимальной скорости —
3850 миль при скорости 29 узлов
Экономическая скорость — 18 узлов
Максимальная дальность плавания — 8000 миль при
скорости 18 узлов
Автономность — 45 дней
Вооружение
На 2010 год в составе авиакрыла находятся:
Су-33 — 18
Су-25 — 4
Ка-27 — 15
Ка-31 — 2
Также авианосец вооружен:
12 × ПКРК 4К80 «Гранит»
ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
8 × ЗРАК 3М87 «Кортик»
2 × РБУ-12000 «Удав»
8 × АК-630
Экипаж
Экипаж — 1960 человек
Авиаперсонал — 626 человек
Командный состав — 55 человек
Командиры ТАВКР
За время службы кораблём командовали:
капитан 1 ранга В. С. Ярыгин (1987—1992);
контр-адмирал И. Ф. Санько (1992—1995);
контр-адмирал А. В. Челпанов (1995—2000);
капитан 1 ранга А. В. Турилин (2000—2003);
капитан 1 ранга А. П. Шевченко (2003—2008);
капитан 1 ранга В. Н. Родионов (2008—2011).
капитан 1 ранга С. Г. Артамонов (с 2011).
Происшествия
18 октября 2004 года произошла авария Су-25УТГ.
Самолёт совершил жёсткую посадку, вследствие
чего у него сломалась правая стойка шасси.
Больших разрушений на крейсере удалось избежать
благодаря тому, что Су-25УТГ зацепился
посадочным гаком за трос аэрофинишера. Среди
предполагаемых причин аварии — ошибка экипажа и
усталостное напряжение металла.
5 сентября 2005 года в Северной Атлантике на
авианесущем крейсере произошли две аварийные
посадки истребителей Су-33. Один из истребителей
упал в океан и затонул на глубине 1100 метров
(управлявший самолётом подполковник Юрий Корнеев
катапультировался), второй удержался на палубе.
Причиной обеих аварий был обрыв троса
аэрофинишера. Затонувший самолёт планировалось
уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием
секретной аппаратуры (например, системы
опознавания «свой-чужой»), однако выяснилось,
что это сделать невозможно. Командование ВМФ
выразило надежду, что самолёт разрушится сам.
6 января 2009 года во время стоянки на рейде в
рамках проведения военных учений в турецком
порту Акзас-Карагач на борту авианосца в одном
из носовых помещений произошёл пожар.
Ликвидировать пожар удалось силами команды
авианосца. В результате отравления угарным газом
погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычёв. По
заявлению специалистов авианосец не получил
серьёзных повреждений и 11 января принял участие
в совместных учениях с Грецией.
Перспективы
В настоящий момент в России корабли подобного класса не строятся.
Тем не менее, планируется постройка атомных авианосцев, по
планам, строительство должно начаться в период с 2015 по 2020
год. По неподтвержденным данным эскизные наработки и
планирования компоновки будущего корабля уже начаты. По планам
модернизации флота, должно находится по одной единице, на каждом
из флотов, и один в запасе, на случай ремонта другого авианосца.
Действующая государственная программа развития вооружений
ГПВ-2020 не планирует строительство авианосных кораблей до 2020
года.
На данный момент корабль практически полностью находится в
боевой готовности. Головной ракетный комплекс «Гранит» П-700 (НПО
машиностроения) в строю после ремонта, больше двух третей
зенитной артиллерии в строю, средства наблюдения и наведения
функциональны более чем на 60 %. Укомплектованность авиацией
составляет 80% от плановой, что позволяет в полной мере
заниматься боевой подготовкой.
В 2012 году началась полномасштабная модернизацию ТАВКР на верфи судостроительного предприятия «Севмаш». Заменено на морально устаревшее радиоэлектронное
оборудование, системы оружия, и силовая установка,
вызывавшая нареканий у военных моряков.
В ноябре 2016 года авианосная группа во главе с "Кузнецовым" провела к манёвры в восточной части Средиземного моря у берегов Сирии, тогда впервые в истории ВМФ России самолёты Су-33, взлетающие с палубы ТАВКР, нанесли удары по позициям террористов ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра» в провинциях Идлиб и Хомс Сирии.
В октябре 2018 в Североморске затонул плавдок на котором ТАКР «Кузнецов» проходил плановый ремонт.
В настоящее время проходит перевооружение и ремонт ходовой части.