домой   письмо   поиск   карта

ПОИСК ПО САЙТУ:
ПЕСНЯ О НИКОЛАЕВЕ:
КАРТА САЙТА Добро пожаловать на сайт, дорогой Гость — регистрируйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ на САЙТЕ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ - RSS ВХОД
О землячестве  ●  Новости  ●  Справочник  ●  Документы  ●  Статьи  ●  Бизнес  ●  Культура  ●  Совет ветеранов  ●  Женский клуб   ●  Фотографии  ●  Видео  ●  Форум  ●  Контакты  ●  Карта сайта
Меню сайта


Категории раздела
История города [51]
Николаев сегодня [57]
Песни о Николаеве
Для прослушивания песни нажмите
«Корабелы»
А. Долуханян — М. Лисянский

«Корабельная сторона»
К.Доминчен—Б.Аров, Э.Январёв

«Николаевский порт»
В. Качурин

«Николаевский вальс»
В. Качурин

«Николаевская мореходка»
В. Качурин

 Аналитика и публикации
Главная » Статьи » Статьи о Николаеве » Николаев сегодня

К 80-летию легендарного ректора НКИ М.Н. Александрова: Он мечтал об университете кораблестроителей...

22 марта исполнилось 80 лет со дня рождения выдающегося ученого-кораблестроителя, организатора современного кораблестроительного инженерного образования профессора Михаила Александрова - ректора Николаевского кораблестроительного института имени адмирала Макарова в 1975 - 1993 гг.

Прошло около двадцати лет, как ушел из жизни этот замечательный человек, но в памяти николаевцев и выпускников НКИ его образ остается ярким и притягательным.

О роли и значении деятельности М. Н. Александрова слово профессору, доктору технических наук, заслуженному деятелю науки и техники Украины Сергею Сергеевичу Рыжкову - нынешнему ректору Национального университета кораблестроения им. адмирала Макарова:

- Среди плеяды личностей, сыгравших исключительную роль в становлении, развитии и подъеме инженерного кораблестроительного образования на юге Украины, особое положение занимает профессор М. Александров. Именно с его приходом в качестве ректора НКИ началось энергичное строительство современных учебных и лабораторных корпусов, освоение новой территории, отведенной НКИ горисполкомом еще при ректоре В. М. Бузнике на пустыре в районе Соляных, создание объективных предпосылок превращения института в современное высшее учебное заведение международного уровня - Национальный университет кораблестроения им. адмирала Макарова.

Его предшественники - ректоры НКИ - Е. Ф. Чубов и В. М. Бузник сохранили и восстановили институт в сложные годы истории нашего государства. Много для развития НКИ сделал и ректор В. А. Степанов. Александров же мечтал о дальнейшим развитии НКИ и становлении его как университета значимого не только в нашем Отечестве, но и за рубежом.

Новые научные направления исследований в области кораблестроения и экологии получили особое развитие не в последнюю очередь благодаря инициативе, таланту сплотить людей, энтузиазму профессора Александрова. Эти яркие черты характера Михаила Николаевича, умение четко формулировать задачи, ставить вопросы там, где они могут быть решены и так, чтобы четко можно было спланировать их выполнение в реальные сроки, позволили коллективу НКИ достичь таких значительных успехов в развитии высшего учебного заведения, которые обеспечили превращение его в университет.

Экспертный опрос жителей Николаева самого разного возраста и профессий, проведенный Центром исследования общественного мнения «Наваль-Эксперт» («Двадцатый век глазами николаевцев»), показал, что среди десяти самых выдающихся николаевцев ХХ века первое место отдано профессору Александрову.

За девяносто лет существования вуза было выпущено свыше 50 тысяч молодых инженеров, четверть из них - за двадцать лет ректорства Александрова.

В период, когда Михаил Николаевич возглавлял НКИ, на судостроительных заводах Украины и России было построено много современных судов и военных кораблей. У нас в городе - это не только большие противолодочные корабли, рефрижераторы типа «Берингов пролив» (судостроительный завод имени 61 коммунара), балкеры типа «Зоя Космодемьянская», навалочники типа «Борис Бутома» (завод «Океан»), авианесущие корабли и газотурбинные ролкеры (Черноморский судостроительный завод), но и сотни других судов и кораблей новых типов на разных заводах страны. В их строительстве и проектировании непосредственное участие принимали выпускники НКИ. Поэтому их воспитатель профессор Александров по праву может быть причислен к плеяде известных корабелов нашего города.

Михаил Александров родился 22 марта 1932 года в Ленинграде в семье учителей. После окончания Ленинградского кораблестроительного института в 1955 году по специальности «Кораблестроение» работал в проектных организациях Ленинграда и Киева (конструктором ЦКБ «Балтсудопроект» в Ленинграде и ПКБ при Днепровском речном пароходстве в Киеве), в дальнейшем - преподавателем ЛКИ.

Ученую степень кандидата технических наук ему присвоили в 1962 году, степень доктора технических наук в 1973 году. В 1975 году Александров утвержден в ученом звании профессора и назначен ректором Николаевского кораблестроительного института. В 1981 году он награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1986 году - орденом Октябрьской революции.

Так кратко, в нескольких словах, звучит биография этого человека.

Главное, что было в нем, - это четкое понимание задач, настойчивость в их решении, доброжелательность в отношениях с людьми, высокая коммуникабельность. Если хотите иметь образец делового человека, то вот он - Михаил Николаевич Александров!

С первых дней работы ректор занимается новым строительством лично, привлекает энергичную молодежь, институтский коллектив.

Сооружение комплекса зданий института на проспекте Героев Сталинграда становится делом всех служб, всех преподавателей, всех студентов. В этом ответственном деле, как нигде прежде, проявился творческий подход ректора Александрова. Был создан особый штаб, возглавил его молодой преподаватель В. М. Боград, тогда еще кандидат технических наук, руководивший всеми сторонами строительного процесса и его многосложным коллективом. Организуется студенческий строительный отряд «Атлант», к работе по строительству привлекаются преподаватели и сотрудники, которые выполняли доводочные работы. Удалось добиться соотношения профессиональных строителей СМУ и студентов НКИ до 1:20 соответственно. Через короткие сроки один за другим сдаются корпуса: сначала блок «А» (1979 г.), затем - «Б» (1981 г.), «В» (1984 г.), «Г» (1985 г.), блок поточных аудиторий «Д» (1987 г.).

Одновременно ведется строительство студенческой столовой (год ввода 1983). Идет перестройка старого студенческого общежития по улице Радостной в жилой многоквартирный дом для преподавателей и студентов (1982 г.). Возводится многоквартирный жилой дом для преподавателей по улице Адмиральской (1984 г.), девятиэтажный жилой дом для малосемейных на проспекте Героев Сталинграда (1989 г.). Продолжается развитие спортивно-оздоровительной базы НКИ в Коблево (трехэтажный спальный корпус, 1985 г.), строится база отдыха преподавателей «Акватория» в Очакове (год ввода 1988).

Сколько за всем этим поездок в Москву, в Министерство высшего и среднего специального образования СССР, Минсудпром СССР, Госплан СССР для решения вопросов финансирования, согласования и добывания фондов на комплектующие изделия. Важно отметить, что удалось создать атмосферу энтузиазма, деловых отношений как между отделом капитального строительства и вузстроем, так и между институтскими службами в целом и строителями. Самое ценное в этом опыте то, что за все время строительства не было ни одного несчастного случая со студентами на стройке. Отношение к труду было серьезным.

За 18 лет руководства Александрова ежегодно в среднем строилось в три раза больше, чем каждый год (также в среднем) за 70 лет с момента строительства здания среднего механико-технического училища.

Природа одарила Михаила Николаевича целым рядом достоинств.

Большинство из тех, кому пришлось с ним встречаться, - будь то профессор, лаборант, рабочий, художник, агроном, - помнят его как простого, доброжелательного человека. В нем каждый находил внимательного собеседника, готового прийти на помощь, если это было в его силах, а в его силах было многое.

Другая характерная для него черта - уверенность в своих силах, твердость в убеждениях, всегда являвшихся результатом большой умственной работы. Этому способствовала и серьезная профессиональная подготовка.

Помимо отличной учебы в ЛКИ большую положительную роль в этом отношении сыграли многомесячные стажировки, которые Михаил Николаевич проходил в Англии, США в составе группы преподавателей и студентов согласно договору о двусторонних обменах по науке и культуре между Советским Союзом и этими странами в шестидесятых-семидесятых годах: в Англии - десятимесячная научно-педагогическая стажировка в 1964 - 1965 годах, в США также в течение десяти месяцев в 1969 - 1970 годах в Мичиганском университете.

В дальнейшем он достаточно хорошо освоил и немецкий язык, что позволяло ему свободно общаться с коллегами в научных командировках в Германии. Широкое знакомство с зарубежными научными работниками, знание обычаев, умение и простота общения в различных ситуациях лишили его какого-либо налета провинциальности, который иногда присущ нашим, даже весьма квалифицированным специалистам в международных контактах.

С приходом в НКИ Михаила Николаевича начались перемены во многих областях жизни института. Всех приятно удивили, а скорее поразили, его энергия и инициативность, с какой легкостью он вносил изменения в устоявшиеся формы жизни института. Первым таким фактом, обратившим на себя всеобщее внимание, было создание духового оркестра в 100 человек. И как результат - торжественный марш с оркестром по центральной улице города первокурсников во главе с ректором и проректорами со знаменем института к ЧСЗ - месту посвящения в студенты.

Со следующего 1976/77 года, после открытия (26 июля в День Военно-Морского Флота СССР) памятника адмиралу Макарову, имя которого носил институт, эта церемония стала проводиться на Флотском бульваре, откуда был виден во всей индустриальной и романтической красе судостроительный завод имени 61 коммунара - колыбель города Николаева, акватория которого всегда была заполнена многочисленными кораблями и судами. Такое событие запоминается на всю жизнь!

Вспоминает бывший директор ЦКБ «Черноморсудопроект» академик Академии инженерных наук Украины Ю. Т. Каменецкий:

Гибель на Черном море пассажирского судна «Адмирал Нахимов» и работа экспертом Правительственной комиссии по этой аварии глубоко потрясли Михаила Николаевича и активизировали его деятельность по разработке предложений по организации службы морского спасения в условиях независимой Украины. Эти предложения были подготовлены и представлены директивным органам. К сожалению, спасение людей на море, как и на суше, пока не стало в нашей стране задачей национального значения.

Сегодня авария итальянского круизного лайнера «Коста Конкордия» в Средиземном море подтверждает важность научных воззрений Александрова. Именно этой научной проблеме безопасности на море профессор посвятил свою научную деятельность. Как вспоминал известный ученый-механик, профессор, член-корреспондент АН Латвийской ССР Яков Гигелевич Пановко:

«Во время подготовки докторской диссертации и учебных занятий в ЛКИ Александров с секундомером в руках засекал время эвакуации групп студентов по лестницам старого здания ЛКИ, имитируя таким образом спасательные операции на судне во время аварии».

Результатом деятельности М. Н. Александрова в этой области стала научная монография «Безопасность человека на море», вышедшая в 1983 году.

Как это актуально видится сегодня, когда по телевидению говорят о неразберихе во время аварии «Конкордии».

Его смелость, решительность всегда приводили к успеху в делах отстаивания интересов института в высших инстанциях.

Бывший проректор по научной работе НКИ доктор экономических наук, профессор, академик Академии национального прогресса Украины В. М. Боград вспоминал:

«Нужно было привлечь средства на некоторые научные разработки. И мы прорвались в Кремль в комиссию ВПК с просьбой найти эти средства. Атмосфера, которая там царила, напоминала законсервированный архив. Люди в нарукавниках, лампы с зелеными абажурами, зеленое сукно на столах, слабый дневной свет, пробивающийся сквозь окна в двухметровых стенах, подчеркнуто тихий голос работников (как правило, намного старше 60 лет). Сквозь окна видны зубцы кремлевской стены. Наши попытки с кем-нибудь начать разговор на интересующую нас тему были безрезультатны. Медленные тени обитателей кабинетов казались неживыми.

Тогда Михаил Николаевич на весь кабинет очень громко сказал:

- Вы что здесь собрались, как стрельцы, от всего отбиваться?

Реакция была неожиданной - все рассмеялись и ответили, что первый раз наблюдают такую смелость в этих стенах. Разговор состоялся и имел очень продуктивные последствия».

В 1991 году Александров был избран академиком Академии инженерных наук Украины, по его инициативе организовано отделение морской техники и морских технологий этой академии.

Много внимания он уделял профессиональному росту кадров. При нем в разные годы защитили докторские диссертации А. С. Рашковский, Г. Ф. Романовский, В. Ф. Квасницкий, В. А. Некрасов, Н. Г. Лебедь, Н. Б. Слижевский, С. В. Рыжков, А. Я. Шквар, А. П. Попов, Г. П. Нерубенко, Б. А. Бугаенко, В. М. Боград, А. Я. Казарезов, И. М. Виршубский, Б. Г. Тимошевский и С. С. Рыжков. Создан специализированный ученый совет по защите докторских диссертаций. Открыта докторантура.

Институт энергично и усиленно развивался.

В 1990 году была создана школа гардемаринов, основной задачей которой была целенаправленная подготовка учащихся выпускного класса средней школы для поступления в НКИ. Условия обучения учеников отвечали требованиям системы общеобразовательной школы, но обеспечивали углубленные знания по физике, математике и информатике, столь необходимые для современного технического вуза.

Прошло немного времени, и школа гардемаринов была преобразована в Николаевский морской лицей, которому теперь уже 16 лет.

Преподавательский коллектив лицея помнит о роли и личном участии ректора в становлении этого учебного заведения и передает интерес и уважение к нему молодым воспитанникам лицея. В 2006 году в лицее открыт музей Александрова. В нем заботливыми руками собраны фотографии из жизни основателя, его художественные картины и некоторые личные вещи, дающие представление о многогранной деятельности профессора.

Научные интересы Михаила Николаевича были чрезвычайно широкими. Он был известным специалистом в судостроении: внес большой вклад в решение проблем, связанных с совершенствованием проектирования судовых конструкций, систем и устройств, испытывающих динамические воздействия, в развитие теории и практики проектирования этих важных элементов морских транспортных судов.

Но все же основная инженерная и научная деятельность М. Н. Александрова посвящена повышению безопасности мореплавания, совершенствованию судовых конструкций и устройств. Результаты этих исследований опубликованы в периодических изданиях СССР и США.

Так коллективом авторов под научным руководством Александрова в 1987 году издан справочник «Судовые устройства» (объемом около 30 печатных листов).

Руководимый профессором научный коллектив впервые в мировой практике разработал Правила классификации и постройки малотоннажных судов.

Особо ценная черта характера ректора - остро чувствовать новое и перспективное как в науке, так и в системе управления.

Большое внимание Михаил Николаевич уделял развитию современных технических средств для проведения учебного процесса и научных исследований. По инициативе и при его поддержке был разработан проект перестройки среднего черноморского рыболовецкого сейнера в научно-исследовательское судно «Дельта». В 1990 году оно стало первым научно-исследовательским судном института. Затем институтский флот пополнился за счет транспортного судна «Ольвия», на котором было задумано проведение плавательной практики студентов и натурных экспериментов по ряду научных направлений.

Он подготовил и подал Президенту Украины предложение об организации береговой охраны Украины.

За последние десятилетия в Николаевском кораблестроительном институте получили широкое развитие работы, связанные с созданием технических средств для исследования и освоения Мирового океана. Они велись до развала Советского Союза совместно с Институтом океанологии Академии наук СССР и охватывали исследования статики и динамики автономных необитаемых глубоководных аппаратов. Научным руководителем этого направления до последних дней своей жизни был Михаил Николаевич. Созданная в институте серия необитаемых подводных аппаратов с глубиной погружения до 5000 метров ныне широко используется в морской практике, в том числе при инспектировании подводных газо- и нефтепроводов, обследовании затонувших объектов, подледных исследованиях в Украине и России.

Особо яркой страницей в истории институтского спорта стало первое (среди яхт Советского Союза) кругосветное 327-суточное плавание на спортивной яхте «Икар» преподавателей и сотрудников НКИ в 1987 году во главе с Борисом Немировым. Эту яхту построили энтузиасты института с помощью судостроительных заводов Николаева и Херсона.

Ректор НКИ всегда внимательно относился к инициативе и поддерживал хорошие плодотворные и ценные идеи преподавателей и сотрудников института не только в научно-педагогической деятельности, но и в спорте, организации досуга коллектива.

С 1982 года, девять лет подряд проводились ежегодно легкоатлетические пробеги в города-герои. Они стали традиционными: в 1982 году - Одесса, в 1983 году - Севастополь, в 1984 году - Керчь, в 1985 году - Киев, в 1986 году - Новороссийск, в 1987 году - Брест, в 1988 году - Киев.

Большой популярностью в институте пользовались спартакиады преподавателей и сотрудников по баскетболу, волейболу, шахматам и т. д.

Михаил Николаевич через всю свою жизнь пронес любовь к рисованию и живописи. Цветные карандаши, кисти и краски сопровождали его всегда на отдыхе, в научных командировках по стране и за рубежом. В свободное время он любил сесть за руль своего автомобиля и с друзьями выехать на природу, где походный мольберт был его постоянным спутником.

Острый взгляд и уверенная, твердая рука художника воплощались в быстрые зарисовки и этюды природы.

Десятки полотен и рисунков составили его творческое наследие. Сегодня зал заседаний специализированного Совета по защите докторских ученых степеней украшает его большая картина «Волна штормовая» (120 х 200 см) - олицетворение вечно меняющейся жизни. Так и кажется, что мощная, крутая волна вот-вот ударит о борт корабля, под которым метафорически ощущается наш кораблестроительный университет. Тревога и опасность исходят от этой громады вздыбившейся воды, и вся картина воспринимается как пророческое предвидение будущих потрясений девяностых годов.

Хотя Александров с юности занимался спортом (мастер спорта СССР), был жизнерадостным человеком с сильной психикой, весьма ограниченным в застолье, но активная научная, административная, хозяйственная деятельность его как ректора тяжким грузом ложились на сердце - и ноша эта оказалась непосильной. В 1986 году он перенес тяжелый обширный инфаркт миокарда.

Выздоровление шло довольно успешно, и через год здоровье ректора в значительной мере восстановилось. Жизнерадостность его не убавилась, он часто бывал в командировках, в том числе и зарубежных, успешно решая сложные вопросы, был полон новых замыслов и планов. Но судилось иначе…

В 1993 году после заседания Совета института, председателем которого был М. Н. Александров, он скоропостижно скончался у себя в кабинете.

Так на 61-м году закончилась жизнь этого замечательного человека.

В 1995 году на здании главного корпуса университета установлен памятный знак со скульптурным портретом М. Н. Александрова.

В 1999 году имя профессора было присвоено большому рыбопромысловому траулеру постройки Черноморского судостроительного завода. К этому событию в николаевском издательстве «Атолл» вышла книга «Ректор Николаевского кораблестроительного института. Михаил Николаевич Александров», посвященная его памяти.

22 марта 2002 года, согласно решению Николаевского горисполкома на доме, где жил Александров, открыта мемориальная доска, посвященная его памяти, а в зале Ученого совета университета состоялось торжественное собрание, посвященное 70-летию со дня его рождения.

Беседуем с учеником профессора доктором технических наук, профессором, заведующим кафедрой морского приборостроения НУК, директором СКБ «Акер Ярдз Дизайн Юкрейн» и НПО «АМИКО» Ю. Д. Жуковым:

- Наш учитель был «абсолютно командным игроком» - каждое свое начинание и проект он начинал с создания дружного и целеустремленного коллектива, руководил, доверяя и делегируя ответственность активной и талантливой молодежи, конечно, с учетом «свойств материала». Каждому давался шанс. Сам же Михаил Николаевич не только развивал стратегию, но управлял процессом «по отклонениям», при необходимости вникая в самые мельчайшие детали... Именно поэтому подавляющее большинство его начинаний живут и развиваются и поныне.

Ныне в ознаменование 80-летия со дня рождения профессора М. Н. Александрова в Национальном университете кораблестроения проводится традиционный баскетбольный турнир, пройдет цикл тематических лекций для студентов НУК о деятельности профессора М. Н. Александрова, конференция и круглый стол на тему «Научное наследие и гражданская деятельность профессора М. Н. Александрова».

Прошло почти 20 лет с тех пор как ушел из жизни профессор Александров. Но еще много людей, которые работали вместе с легендарным ректором, соприкасались по разным научным и просто житейским вопросам. Все они о Михаиле Николаевиче могут сказать словами профессора В. Г. Матвеева, ныне пенсионера: «Дорожу каждым днем общения с этим человеком».

Нашему поколению удалось воплотить мечту Александрова - превратить НКИ в университет, теперь это Национальный университет кораблестроения им. адмирала Макарова.

Пройдут десятилетия, но не забудут наши потомки заслуг профессора М. Н. Александрова в развитии судостроительной науки и кораблестроительного высшего образования в Николаеве - городе корабелов!

22.03.2012      

А. ГАЛЬ, профессор, заслуженный изобретатель Украины. Б. БУГАЕНКО, профессор
http://www.up.mk.ua/cgi-bin/page2st.php?param=5065
Категория: Николаев сегодня | Добавил: hristenko (25.03.2012) | Автор: Христенко ВН E
Просмотров: 3853 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© Николаевское землячество в Москве © 2019
Дневник сайта


Погодный информер
Нажмите на картинку
Курс валют:
ТЕКУЩИЙ ОБМЕННЫЙ КУРС
ГРИВНЫ в НИКОЛАЕВЕ

Курсы валют

Курс валют НБУ
Курсы НБУ

Курс валют ЦБРФ
Курсы ЦБ РФ
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
Загружается.
Как Вам сегодня живется в Москве, земляки-николаевцы?
Всего ответов: 184
Посещения сайта


yandex.metrika

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 4
Гостей: 2
Пользователей: 2
aeshangin, Dadgilvasty
********************* Николаевское землячество
Наша кнопка
Страны гостей:
География посещений
Посетители он-лайн
СМС бесплатно:
МТС
МТС
Билайн
Билайн
Мегафон Москва
Мегафон
Київстар
Київстар

Астелiт

Утел
Исправить ошибку:
Система Orphus
Обратная связь:
Напишите сообщение администратору сайта
Время на странице:
Вы на этой странице уже:
мин / сек
Вы на этой странице уже  

 секунд
Русский Украинский On-line переводчик RU/UA

домой   письмо   поиск   карта

© Николаевское землячество в Москве © 2019  Песня о Николаеве:
Домой »
webdesign: panko
Счетчик посещений сайта: хосты, визиты
Хостинг от uCoz

Здесь вы можете подписаться на получение по e-mail извещений
об обновлениях сайта (для зарегистрированых пользователей)

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

© При копировании и цитировании материалов обязательна активная ссылка на сайт.
Мы поддерживаем обмен ссылками с дружественными сайтами.
Вы можете установить у себя нашу «
кнопку»: