80 лет освобожденя Николаева
от немецко-фашистских захватчиков

Николаев
  

БЫТЬ ИЗ НИКОЛАЕВА, ЭТО:

  • знать, что такое: «Сухой» , «Намыв», «Водопой», «Ялты», «Абиссиния», «Соляные», «Ракетка», «Аляуды»;

  • фразы «я на Горбатом» и «я на Совке», «я в Мультике», «я в Сказке» тебя совершенно не озадачивают;

  • при жаре +40°С все прочие хватаются за сердце, а ты расправляешь жабры;

  • у тебя своё понимание, что такое «Дубки», «Лески» и «Роща». И это точно не про деревья;

  • «Алые паруса» — это вовсе не книга и не оснастка судна…

  • выражение «пойти по Большой» у тебя не вызывает вопросов, так же, как и «пойти по Малой» и вовсе не про нужду;

  • знать, что на «ДорМашине» при ливне плавают машины;

  • тебя не смущает, когда произносят, что ездил за книгами на «Толчок»;

  • штормовое предупреждение — не повод не выходить из дома;

  • из центра пешком до любого района от силы час-полтора пешком, если быстро;

  • люди с удочками на набережных и мостах — привычная картина, хотя никто никогда не видел, чтобы хоть кто-нибудь хоть что-нибудь поймал;

  • точно знать, как выглядят самые красивые девушки в мире.

Правление Николаевского землячества

 

 

 


ВходДомойО землячествеНовостиСправочникДокументыСтатьиБизнесКультураСовет ветерановЖенский клубФотографииВидеоФорумКонтактыКарта сайта

Русский On-line переводчик RU/UA Украинский

Здесь вы можете подписаться на получение по e-mail извещений об обновлениях сайта (для зарегистрированных пользователей)

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ


Мы поддерживаем обмен ссылками с дружественными сайтами. Вы можете установить у себя нашу «
кнопку»:


© При копировании и цитировании материалов обязательна активная ссылка на сайт:

© Николаевское землячество в Москве © 2024


»


webdesign: panko
Счетчик посещений
Хостинг от uCoz


Вы здесьсекунд


Личные сообщения
(Новых: )
 Аналитика и публикации
Главная » Статьи » Статьи о Николаеве » История города

Спасский самотечный водопровод в Николаеве

  Одним из самых загадочных сооружений города Николаева, овеянным таинственностью и неизвестностью является Спасский самотечный водопровод. Скрытые от людских глаз под толщею грунта галереи и колодцы – это все, что осталось от этого необычного проекта призванного снабжать город пресной водой. Практически все они давно засыпаны и мало что вообще напоминает об их существовании. Пропал и сам Спасский источник, некогда питавший водой весь город.

  В 1990-х годах в газете «Вечерний Николаев» профессором Ю.С. Крючковым было опубликовано две статьи: «Гидротехт Борис Фан-дер-Флис» и «Этот строптивый инженер Рокур», из которых мы можем кое-что узнать о создателях этого уникального гидротехнического сооружения и отчасти о ходе его строительства.

  Ю.С. Крючков пишет, что «В 1819 году Б.В. Фан-дер-Флиса переводят в Николаев гидротехтом Черноморских портов Морского ведомства. В этом же году по поручению вице-адмирала А.С.Грейга Фан-дер-Флис разработал проект Спасского самотечного водопровода от Фонтана в Каменном саду ("Сухой Фонтан") до Адмиралтейства протяженностью 1683 сажени (около 3 километров). Водопровод предполагалось сделать из чугунных труб, но проект оказался слишком дорогим, и Фан-дер-Флис переработал его под керамические трубы. В 1820 году Грейг послал проект водопровода на утверждение царю, но Александр I умер, не успев его рассмотреть. Впоследствии водопровод был построен инженером Рокуром по переработанному проекту.»
  «В апреле 1822 г. Рокур прибыл в Николаев, в распоряжение вице-адмирала А.С. Грейга, главного командира Черноморского флота. Здесь инженер Рокур спроектировал ряд зданий и портовых сооружений морского ведомства. Но главными его работами были проекты Спасского самотечного водопровода в Николаеве и сухих доков в Севастополе. Рокур переработал проект водопровода, выполненный ранее Ж.В. Гаюи, а затем приступил к его прокладке. Он руководил работами по сооружению Спасского водопровода с октября 1822 по декабрь 1823 г.

  Вспомнив свой тулонский опыт, А. Рокур предложил использовать на строительстве каторжников. Замечу, что в 1826 году в Николаеве находилось 16 арестантских рот, всего 1920 человек, которых использовали как для прокладки водопровода, так и для других тяжелых работ. Видимо, столько же их было и у Рокура.
  Сохранились ежедневные отчеты Рокура о выполненных работах, чертежи продольных и поперечных разрезов штолен, проложенных глубоко под землей и облицованных камнем, и другие документы. По дну штолен проходили трубы, по которым самотеком вода от Спасских источников поступала в город. До нас дошел любопытный словесный портрет Рокура, созданный легким пером первого историка Николаева, главного гидрографа Черноморского флота контр-адмирала Н.М. Кумани. Несколько в игривой форме Николай Михайлович сообщает: " При вступлении в командование адмирала Грейга, в 1816 году, воды было еще столько, что он вознамерился провести ее в город... Проект был составлен полковником путей сообщения Рокуром, природным французом, прикомандированным к Черноморскому ведомству... Я помню очень хорошо эту личность: маленький, подвижный как ртуть, человек, многоречистый которого разговор по быстроте, трескучести и непрырываемости можно было без преувеличения уподобить водопаду, - но только один разговор, с самою же водою он ладил не совсем удачно, как это доказано Спасским водопроводом.

  Без всякой предварительной разведки о свойстве грунта, через который предполагалось просверлить тоннель, преступлено к делу, и после продолжавшихся несколько лет трудов обнаружилось, что проект невозможен к исполнению, потому что в той глубине, где по нивелировке приходилось укладывать водопроводные трубы, подпочва оказалась сыпучий песок, потом твердый камень и наконец вода. Не знаю, успели ли засыпать огромную яму около Сухого фонтана, куда свозился слишком 30 лет городской сор; но незадолго перед сим яма эта и частые провалы по улице против адмиральского дома обличали осязательно об убитых бесполезно трудах и времени...".

  Первая очередь водопровода от третьего Спасского источника до дома главного командира работала исправно еще в середине 60-х годов прошлого века, и она показана на плане города 1832 г. как существующая. Хуже обстояло дело с главной линией водопровода вдоль Адмиральской. В первый же год пуска водопровода от главного источника - Спасского фонтана в районе нынешнего Яхт-клуба - трубы, не выдержав напора, полопались, и вода "ушла в песок". Но виновником все же был крымский поставщик керамических труб, но не Рокур.»

  В марте 2013 года в зале Николаевского музея судостроения и флота открылась выставка «Из истории развития судостроения в Новороссийском крае в XVIII-XIX веках». Среди прочих экспонатов здесь представлена фотокопия уникального генерального плана города Николаева 1833 года с показанием размещения зданий и сооружений морского ведомства. Оригинал карты хранится в фондах Российского государственного архива военно-морского флота в г.Санкт-Петербург. Составителем плана является инженер полковник Кретшмар.

    Этот план является, видимо, самой подробной и точной картой города того периода. Тонкой голубой линией на ней четко обозначен маршрут Спасского самотечного водопровода, а также все действовавшие в городе колодцы. Конечно, нельзя на все 100% утверждать, что водопровод был построен и функционировал по всей своей длине, но вероятность этого высока. Согласно этой карты, водопровод начинался от самого мощного Спасского источника, находившегося на территории северной части нынешнего Центрального городского стадиона, затем его маршрут проходил к Спасскому адмиралтейству (впоследствии - речной вокзал) и далее вдоль берега Буга пролегал примерно до того места, где сейчас располагается первое здание микрорайона «Солнечный». В этом месте тоннель делал резкий поворот на юго-восток и строго по прямой линии проходил под  Зимним морским собранием (впоследствии Дом офицеров флота) и вливался в город. Далее он ломаной линией пролегал следующим маршрутом под проезжими частями улиц Адмиральская – Декабристов – Никольская – Советская – Большая Морская – Инженерная.  В районе пересечения Инженерной с пр.Ленина на плане отмечена конечная точка водопровода. Все улицы для удобства поиска и привязки к местности приведены в ныне действующих названиях, так как во время составления плана Кретшмаром  своих имен они еще не имели.

    Еще одна интересная деталь есть на этой карте. Под номером «5» здесь обозначено «Строение при водопроводе». Расположено оно на территории нынешнего Николаевского государственного университета. Каково было назначение этого здания в системе водопровода, кто его занимал, нам пока не известно.

При наложении маршрута водопровода на современную карту, становится возможным проследить под какими зданиями он вероятно пролегает до сих пор. Одним из таких объектов является старое здание педагогического института, от стены которого тоннель проходил буквально в нескольких метрах. Возможно это и явилось одной из главных причин такого сильного его разрушения в последние десятилетия.

  В 1992-93 годах во время подземной экспедиции членами клуба «Садко» и Николаевского областного краеведческого музея под крыльцом Дома офицеров флота был обнаружен засыпанный колодец, с большой долей вероятности относящийся именно к системе Спасского водопровода. После отрытия колодца глубоко под землей был вскрыт тоннель, проходящий со стороны нынешнего государственного университета под проезжей частью улицы Адмиральской. Этот маршрут полностью совпадает с маршрутом водопровода указанным на карте 1833 года.

  Много тайн еще хранят в себе подземелья нашего города, большинство из которых мы вряд ли когда-либо узнаем. Однако такие документы, как карта Кретшмара по крупицам позволяют воссоздать события минувших лет и представить картину уже утраченной обстановки города.
 
Дмитрий Оранский,http://bazar.nikolaev.ua






ЭТОТ СТРОПТИВЫЙ ИНЖЕНЕР РОКУР

Многие Николаевцы слышали о "Спасском самотечном водопроводе", связывая его с катакомбами. Иногда этот водопровод напоминал о себе провалами на Адмиральской улице и в ее окрестностях. Но мало кто знает что-либо о строителе этого грандиозного по тем временам гидротехнического сооружения инженере Антуане Рокуре. А между тем это был не только прекрасный инженер, но и экономист, философ и педагог.

Антуан Рокур де Шарлевиль родился в 1789 году в родовом поместье Шарлевиле в Арденнах. Революция разорила их имение, поэтому молодой Антуан вынужден был работать. " Я хорошо знаю рабочих, поскольку сам им был", - вспоминал впоследствии Рокур.

В 1809 году Антуан поступил в политехническую школу, а через два года - в Школу мостов и дорог. Одновременно с 1811 по 1818 гг. он работа на строительстве дороги Амстердам - Гамбург, участвовал в сооружении крепостей на Корсике, Мерьере, Верхних Пиренеях, в Париже, прокладывал канал Сен-Мор.

Успешно закончив знаменитую школу, Рокур был удостоен звания ординарного инженера 2-го класса и назначен в октябре 1818 г. в Тулон на строительство военного порта. Здесь он проработал два с половиной года, участвовая в проектировании морского госпиталя и реконструкции главного магазина. В 1820 г. Рокур по заданию морского министерства разработал проект крытых эллингов, которые были построены, а в 1821 г. - проект 14 сухих доков. Для их сооружения Рокур разработал машину для формовки особых кирпичей и печь для обжина извести. Тогда же он экономически обосновал полезность использования для работ каторжников. Полученная Рокуром на стройке экономия заслужила высокую оценку министра. Но вскоре чувство меры изменило Рокуру - он потребовал, чтобы ему предоставили права исполняющего обязанности директора морских работ. В ответ он почувствовал жесткое давление начальства и постоянные к нему претензии. Дело кончилось тем, что строптивого инженера решили уволить. И тут сказался характер Рокура - он круто изменил судьбу и поступил на русскую службу, получив приглашение еще в 1820 году. Закончив и защитив в Париже проект сухих доков, Антуан летом 1821 г. выехал в Санкт-Петербург.

На русскую службу Рокура зачислили 19 октября 1821 года с чином подполковника Корпуса инженеров путей сообщений и назначили профессором Института путей сообщений , где уже работало несколько талантливых французских инженеров и ученых, таких как К.Потье, П.П. Базен, А.А. Бетанкур, Г. Ламе, Б.П. Клайперон и другие.

В 1822 г. по проекту Рокура Был сооружен новый мост через реку Нарову из Иван-города в Нарву. При строительстве моста использовались гидравлические извести местного происхождения, найденные и исследованные Рокуром. Тогда же Антуан Рокур написал и издал монографию о строительных растворах, за что был избран в последствии членом-корреспондентом Петербургской академии наук. И сейчас Рокур считается одним из основоположников науки о цементе и бетоне.

В том же 1822 г. Рокура направили в Одессу в 1 отделение IV округа путей сообщений, где он выполнял ряд работ совместно с К. Потье. В апреле 1822 г. Рокур прибыл в Николаев, в распоряжение вице-адмирала А.С. Грейга, главного командира Черноморского флота. Здесь инженер Рокур спроектировал ряд зданий и портовых сооружений морского ведомства. Но главными его работами были проекты Спасского самотечного водопровода в Николаеве и сухих доков в Севастополе. Рокур переработал проект водопровода, выполненный ранее Ж.В. Гаюи, а затем приступил к его прокладке. Он руководил работами по сооружению Спасского водопровода с октября 1822 по декабрь 1823 г.

Вспомнив свой тулонский опыт, А. Рокур предложил использовать на строительстве каторжников. Замечу, что в 1826 году в Николаеве находилось 16 арестантских рот, всего 1920 человек, которых использовали как для прокладки водопровода, так и для других тяжелых работ. Видимо, столько же их было и у Рокура.

Сохранились ежедневные отчеты Рокура о выполненных работах, чертежи продольных и поперечных разрезов штолен, проложенных глубоко под землей и облицованных камнем, и другие документы. По дну штолен проходили трубы, по которым самотеком вода от Спасских источников поступала в город. До нас дошел любопытный словесный портрет Рокура, созданный легким пером первого историка Николаева, главного гидрографа Черноморского флота контр-адмирала Н.М. Кумани. Несколько в игривой форме Николай Михайлович сообщает: " При вступлении в командование адмирала Грейга, в 1816 году, воды было еще столько, что он вознамерился провести ее в город... Проект был составлен полковником путей сообщения Рокуром, природным французом, прикомандированным к Черноморскому ведомству... Я помню очень хорошо эту личность: маленький, подвижный как ртуть, человек, многоречистый которого разговор по быстроте, трескучести и непрырываемости можно было без преувеличения уподобить водопаду, - но только один разговор, с самою же водою он ладил не совсем удачно, как это доказано Спасским водопроводом.

Без всякой предварительной разведки о свойстве грунта, через который предполагалось просверлить тоннель, преступлено к делу, и после продолжавшихся несколько лет трудов обнаружилось, что проект невозможен к исполнению, потому что в той глубине, где по нивелировке приходилось укладывать водопроводные трубы, подпочва оказалась сыпучий песок, потом твердый камень и наконец вода. Не знаю, успели ли засыпать огромную яму около Сухого фонтана, куда свозился слишком 30 лет городской сор; но незадолго перед сим яма эта и частые провалы по улице против адмиральского дома обличали осязательно об убитых бесполезно трудах и времени...".

Нет сомнения, что Н.М. Кумани дал точный портрет А. Рокура как человека, но его обвинения инженера Рокура в непрофессионализме не имеют под собой никакой почвы: из официальных источников известно, что первая очередь водопровода от третьего Спасского источника до дома главного командира работала исправно еще в середине 60-х годов прошлого века, и она показана на плане города 1832 г. как существующая. Хуже обстояло дело с главной линией водопровода вдоль Адмиральской. В первый же год пуска водопровода от главного источника - Спасского фонтана в районе нынешнего Яхт-клуба - трубы, не выдержав напора, полопались, и вода "ушла в песок". Но виновником все же был крымский поставщик керамических труб, но не Рокур.

В эти же годы, находясь в Николаеве, А. Рокур разработал оригинальный проект сухих доков для Севастополя, состоящий из девяти камер, которое долгое время изучали Базен, Бетанкур и другие коллеги Рокура по Корпусу инженеров путей сообщений.

В конце 1823 г. Рокур был командирован из Николаева в Санкт-Петрбург., где разработал проект защиты столицы от наводнений, идею которого попытались осуществить уже в наше время. Их Петербурга Антуан Рокур часто ездил в Севастополь для выполнения различных работ. Но в 1826 г. инженер тяжело заболел. К этому добавились склоки, в которые он втянулся.

Обладая обостренным чувством справедливости, резкий и неуживчивый Рокур рассорился со всеми своими соотечественниками. Они в отместку постарались очернить его деятельность в России. Обиженный Рокур 1 января 1827 г. подал прошение об отставке и уехал в Швецию. Оттуда он написал обвинительное письмо на имя императора, в котором облил грязью весь Корпус инженеров путей сообщений, включая и Базена, которого Рокур обозвал "позором Политехнической школы". Но, по-видимому, и Грейг также был рад избавиться от скандального сотрудника, что видно из его письма:" За всем тем непостоянство его (Рокура) характера и неуспех в некоторых других его делах подали повод сомневаться в практических его способностях для столь важного дела, почему и был выписан инженер Уптон". Здесь речь идет о строительстве сухих доков в Севастополе - их по переработанному (и худшему!) проекту построил Джон Уптон, перехватив тем самым славу у Рокура.

Еще при жизни в Петербурге, в 1821 г., на квартире у Рокура возник сен-симонистский кружок из его соотечественников. Так Антуан Рокур приобщился к социальным проблемам. Вернувшись на родину, Рокур занимался философией и даже в 1828 г. читал курс лекций в сен-симонистском кружке. В 1830 г. при активном участии Рокура создается ассоциация политехников. Тогда же Рокур начал читать лекции для рабочих Парижа.

С 1828 г. Рокур восстановил свою инженерную деятельность, став ординарным инженером 1-го класса. С этого момента он активно изучает пути сообщений, используя изобретенный им прибор для взвешивания повозок, но не забывает и о философии: в 1831 году вышел его "Курс практической философии". К этому же времени опубликованы две его книги - в Париже и Лейпциге - по строительным растворам. Параллельно с научной работой в 1831 г. Рокур преподает в центральной школе искусств и мануфактур. Но только в 1836 г. его повышают - он получил чин инженера-аншефа 2-го класса. В этом же году при поддержке видных общественных деятелей Антуан Рокур основал Институт общей морали и стал издавать два журнала. Его избрали членом более шести научных обществ.

Энергичная деятельность подорвала здоровье этого незаурядного человека, и 4 мая 1841 г. Антуан Рокур умер. Ему было всего 52 года. И этот человек жил и работал у нас в Николаеве.

В настоящее время ученые-историки Сорбонны готовят к изданию научную биографию Рокура.

Ю. Крючков, профессор.



Категория: История города | Добавил: hristenko (14.05.2013) | Автор: Христенко ВН e-mail
Просмотров: 1856 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© Николаевское землячество в Москве © 2024