80 лет освобожденя Николаева
от немецко-фашистских захватчиков

Николаев
  

БЫТЬ ИЗ НИКОЛАЕВА, ЭТО:

  • знать, что такое: «Сухой» , «Намыв», «Водопой», «Ялты», «Абиссиния», «Соляные», «Ракетка», «Аляуды»;

  • фразы «я на Горбатом» и «я на Совке», «я в Мультике», «я в Сказке» тебя совершенно не озадачивают;

  • при жаре +40°С все прочие хватаются за сердце, а ты расправляешь жабры;

  • у тебя своё понимание, что такое «Дубки», «Лески» и «Роща». И это точно не про деревья;

  • «Алые паруса» — это вовсе не книга и не оснастка судна…

  • выражение «пойти по Большой» у тебя не вызывает вопросов, так же, как и «пойти по Малой» и вовсе не про нужду;

  • знать, что на «ДорМашине» при ливне плавают машины;

  • тебя не смущает, когда произносят, что ездил за книгами на «Толчок»;

  • штормовое предупреждение — не повод не выходить из дома;

  • из центра пешком до любого района от силы час-полтора пешком, если быстро;

  • люди с удочками на набережных и мостах — привычная картина, хотя никто никогда не видел, чтобы хоть кто-нибудь хоть что-нибудь поймал;

  • точно знать, как выглядят самые красивые девушки в мире.

Правление Николаевского землячества

 

 

 


ВходДомойО землячествеНовостиСправочникДокументыСтатьиБизнесКультураСовет ветерановЖенский клубФотографииВидеоФорумКонтактыКарта сайта

Русский On-line переводчик RU/UA Украинский

Здесь вы можете подписаться на получение по e-mail извещений об обновлениях сайта (для зарегистрированных пользователей)

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ


Мы поддерживаем обмен ссылками с дружественными сайтами. Вы можете установить у себя нашу «
кнопку»:


© При копировании и цитировании материалов обязательна активная ссылка на сайт:

© Николаевское землячество в Москве © 2024


»


webdesign: panko
Счетчик посещений
Хостинг от uCoz


Вы здесьсекунд


Личные сообщения
(Новых: )
 Аналитика и публикации
Главная » Статьи » Статьи о Николаеве » История города

Николаев: история церкви на Садовой — построили, разрушили, восстановили
Ее смело можно назвать гордостью Николаева, особенно если учесть непростую историю. Построенная в 1917-м году, в первозданном виде она просуществовала недолго: в 1934-м по распоряжению советской власти чья-то безжалостная рука «срезала» чудесные купола церкви. Крышу строения сделали ровной, а храм превратили в кинотеатр...

Как все начиналось

Появлению Кафедрального собора Касперовской иконы Божьей Матери мы обязаны  благочинному епархиальных церквей г. Николаева протоиерею И.Станиславскому, который в 1855 г. обратился к Николаевскому военному губернатору М.Берху с ходатайством «…в благодарность во имя спасения Николаева от врагов построить в юго-восточной части города храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя приделами во имя Пресвятой Богородицы Касперовской». 

1 июня того же года адмирал Берх поручил Николаевской городской думе выбрать место для храма. Предложение городского архитектора И.Козакова строить храм «посреди Херсонской улицы выше колодца при выезде к восточной заставе» приняли, а проект храма заказали архитектору из Петербурга Федору Эппингеру, ученику известного русского архитектора К.Тона - автора храма Христа Спасителя в Москве. 



Начался сбор пожертвований, но деньги собирались с трудом. Возможно, потому, что во второй половине XIX века в Николаеве одновременно строилось пять церквей: Свято-Духовская, Марии-Магдалины, Александро-Невская, Симеоно-Агриппинская и Католический собор.

Только в 1872 г., когда собранных средств стало достаточно для начала строительства храма, городская дума передала «часть городской земли без всякого выкупа в пользу города безвозмездно», но при условии, что находящийся там колодец будет исправным, а доступ к нему для всех желающих пользоваться водой — свободным.

Деньги на строительство собирали долго — почти полвека. В мае 1904 г. состоялась торжественная закладка церкви, для чего на пересечении нынешней ул. Садовой и пр. Ленина разбили шатер, украшенный живыми цветами, здесь же разместили государственные флаги. На церемонию прибыли высокие гости, в числе которых контр-адмирал, генералы, представители городской власти, церковнослужители.

После закладки за короткий срок удалось собрать дополнительные деньги для строительства, так что к осени 1904-го стены уже были возведены, приступали к карнизам и куполам. Но вскоре строительство вновь заморозили - по причине нехватки средств. Чтобы избежать разрушения стен, над сооружением сделали временную крышу. С тех пор работы останавливали еще несколько раз, пока летом 1908 г. городская дума не решила подарить храму 8000 рублей.

28 декабря того же года освятили главный придел церкви. Как писала тогда местная газета, «храм, рассчитанный на 1200-1500 человек, был переполнен молящимися».

В 1915 г. была построена колокольня, сделаны боковые двери, проведены отделочные работы в основном помещении. До 1917-го установили ограду, благоустроили двор, привели в порядок нижний этаж церкви. 

О происхождении названия

Храм на Садовой посвящен Касперовской иконе Божьей Матери, которую привез на наши земли серб из Трансильвании в конце ХVIII ст. Переходя по наследству из рук в руки в качестве благословения, в 1809 г. она досталась госпоже Касперовой, супруг которой купил село Ново-Ивановку (Касперовку) в Херсонской губернии. 

К тому времени лик Божьей Матери сильно потемнел, краски поблекли, икона стала серой, бесцветной, закопченной. Но в феврале 1840 г. люди увидели, что она чудесным образом восстановилась, образ божьей Матери стал являться во сне больным людям и велел идти к иконе за исцелением. 

Люди поверили в чудодейственную силу, и к иконе началось паломничество. Вскоре госпожа Касперова передала святыню церкви, так она начала путешествовать по городам и весям, сопровождаемая многотысячными толпами верующих. 

В Николаеве крестный ход с чудотворным образом Касперовской Божьей Матери, с золотой ризой, украшенной жемчугом, бриллиантами, рубинами и изумрудами, общей стоимостью в 7000 рублей, проводился каждый год, начиная с 1853 г. 

Икона прибывала на пароходе в с. Богоявленское (ныне - Октябрьское), а оттуда - пешим ходом, торжественно, с песнопениями - в николаевские церкви, в каждой из которых она находилась от одного до трех дней.

В основном, икону привозили в храмы Николаева, Одессы и Херсона. Сейчас оригинал хранится в Одесском кафедральном соборе.

Деньги на церковь собирали полвека, а построив — разрушили

Архитектура Кафедрального собора Касперовской иконы Божьей Матери интересна тем, что совмещает в себе несколько стилей: сзади она напоминает псевдорусский стиль, с тонкими шейками башен и более широкими макушками куполов, спереди — готический, с его стремительностью и вертикальностью.


«Николаевская электронная историческая энциклопедия» описывает здание собора так: вытянутый прямоугольник длиной в 40 м и шириной в 20 м, сориентированный, согласно православной традиции, по линии запад-восток. С западной стороны над входом надстроена колокольня, от цоколя храма до верхушки креста — 47 м. Над восточной частью надстроено средокрестие, которое венчает купол на высоком барабане. Вокруг него расположены шесть декоративных главок. Все они выполнены в традиционной для русской архитектуры форме луковицы. 

Согласно православному канону, семь куполов на храме символизируют семь церковных таинств. Особое обаяние старины церкви придает потемневший известняк, из которого выложены стены. 

Внутри храма - большой молитвенный зал, огромные окна делают помещение просторным.


 Над входом расположены хоры в виде балкона, опирающегося на две колонны.


Все это великолепие в 1934 г. по решению Одесского облисполкома, передавшего церковь заводу имени 61-го коммунара под клуб, было разрушено. Колокола отправили на переплавку, купола и верхнюю часть колокольни снесли, сделав крышу ровной, фрески и росписи уничтожили, а на месте алтаря установили сцену. На все про все Советский Союз потратил 664 тысячи рублей.

В период фашистской оккупации на несколько лет богослужение в Касперовском храме возобновилось, но 27 января 1949 г. Николаевский облисполком своим решением вернул храм судостроительному заводу, и здесь снова начал действовать молодежный клуб, а позже - кинотеатр.

В начале 90-х, когда храмы стали возвращать общинам верующих, Кафедральный собор Касперовской иконы Божьей Матери передали Украинской православной церкви Киевского Патриархата. В 1993 г. сюда прибыл епископ Николаевский и Херсонский Владимир, управляющий Николаевской епархией УПЦ КП. С этого времени началась новая страница жизни храма.

Второе рождение церкви

Примерно в это же время приехал из Тернопольской области, где храмы отстроены, богаты и расписаны, молодой священнослужитель Роман. Тогда его поразило убожество одного из главных культовых сооружений Николаева, напоминавшего собой наполовину руину: без куполов, колоколен и крестов, с одним лишь деревянным иконостасом, у которого молились немногочисленные верующие. Но он подумал: раз Господь Бог послал его сюда, значит, такова его воля, и нужно служить.

Восстановление церкви начиналось без денег, благотворителей и с минимумом прихожан. Но со временем верующих становилось больше, а с ними (или среди них) появлялись и зажиточные горожане, имеющие возможность финансово помочь храму.

Так восстановили разрушенные башни, купола, колокольню (самый тяжелый звон весит две тонны), установили центральный иконостас, металлопластиковые окна и дубовые двери, провели ряд косметических работ.

На куполах появились позолоченные, покрытые сусальным золотом, кресты — уменьшенная копия тех, что на Свято-Успенском соборе в Киево-Печерской Лавре.


Внутри храма установили созданные местными иконописцами иконы особо почитаемых в Украине христианских святых: Андрея Первозванного, Николая Чудотворца, Равноапостольного Владимира, Петра и Павла, Константина и Елены, Ольги и других.


Вблизи церкви четыре года назад появилась церковная лавка, довольно красивая, под стать самой церкви - памятника архитектуры.


- Реставрация идет хоть и медленными темпами, но мы стараемся делать все на совесть, чтобы прослужило десятки лет и ближайшим поколениям не приходилось после нас что-либо переделывать, - отмечает отец Роман.

В ближайшее время, говорит он, необходимо собрать левый и правый пределы иконостаса, вывести общий цвет старого и нового ракушняка. К примеру, на месте одного из центральных окон советские граждане устроили дверь для дополнительного выхода из клуба. Позже окно восстановили, но по цвету новый строительный камень отличается от старого.



В дальносрочных планах — приведение в порядок нижнего храма, чтобы и там можно было осуществлять богослужения.

Как замечает отец Роман, «в материальном плане нам еще много чего не хватает, но главное, чтобы не было духовного упадка среди населения».

Отметим, что через пять лет, в 2017-м году, Кафедральный собор Касперовской иконы Божьей Матери отметит свое столетие.

Екатерина Стриль
http://www.zadira.info/news/20173
Категория: История города | Добавил: hristenko (30.04.2012) | Автор: Христенко ВН e-mail
Просмотров: 3976 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© Николаевское землячество в Москве © 2024