Наверняка каждый из соотечественников, относящихся к среднему и старшему поколениям, приходя в кинотеатр, останавливал свой взгляд на словах классика, практически в обязательном порядке украшавших стену вестибюля или вывешенных над белым полотнищем экрана в зале: "Из всех искусств для нас важнейшим является кино…".
В сущности, так оно и было – именно кино (не будем, конечно, умалять значение книг) определило жизненный выбор миллионов мальчишек. "Из всех искусств…" Уверен: к таким судьбоносным кинофильмам однозначно можно отнести "Истребители" – лидер проката 1940 года. В том предвоенном году его посмотрели (шутка ли!) более 27 миллионов человек из 190 миллионов населения СССР. Практически – каждый шестой житель страны. Такие показатели не снились ни "державному киномэтру" Никите Сергеевичу Михалкову, ни объявленному культовым Тимуру Бекмамбетову с его двумя "Дозорами" – "Ночным" и "Дневным", вместе взятыми. И хотя имя режиссера "Истребителей" Эдуарда Пенцлина сейчас известно лишь очень узкому кругу специалистов, тем не менее именно с главным героем фильма Сергеем Кожухаровым (в исполнении Марка Бернеса) многие на долгие годы стали ассоциировать облик – как внешний, так и внутренний – военного летчика нашей страны. Он – чист душой и верен дружбе, отважен и предан своему делу, которое искренне любит. В конце концов он – вызывающий симпатию человек, и во многом поэтому исполненная М. Бернесом песня "Любимый город" на долгие десятилетия, вплоть до наших дней, стала популярной. В общем, центральный персонаж "Истребителей" явил нам своего рода пример-образец именно нашего летчика.
Командир авиасоединения подполковник В. Дейнека за штурвалом ТУ-16. Курс – Северо-Восточная Атлантика. 1970-е годы.
Когда я первый раз увидел командующего Морской авиацией ВМФ России генерал-полковника Владимира Григорьевича Дейнеку (не на картинке или в кино – в жизни), первое, что пришло на ум: таких генералов (а тем более – генерал-полковников) не бывает. Точнее, они бывают (раз есть такой), но, наверное, встречаются нечасто – мне, по крайней мере, за двадцать лет службы (на тот момент) лично знать таких не доводилось. Второе, что отметил для себя: чем-то, едва ли уловимым, сразу вызывающий уважение генерал походил на главного героя упомянутого фильма. Почему-то подумалось: наверняка первое впечатление, возникшее по внешнему облику, останется статичным – никакая динамика его уже не изменит. Так и произошло: мнение о том, что В. Дейнека – личность неординарная, настоящий русский интеллигент, со временем лишь укреплялась. В принципе, уже тогда стало понятно: об этом человеке когда-то доведется сказать и свое журналистское слово – поводов для этого специально не нужно искать. Их – масса. Однако признаюсь: как-то все не складывалось, а уж нынче грех промолчать – повод-то юбилейный. Телеграфной строкой В связи с "круглыми датами", как правило, принято перечислять основные жизненные вехи и кажущиеся славными дела. Узнав о том, что в газете увидят свет юбилейные строки, генерал В. Дейнека сказал: "Да что там публиковать? Есть же биография… Да и вообще, стоит ли?". Конечно, стоит. Что же касается биографии – в смысле не изложенных на листке бумаги официальных данных, а в гораздо более широком понимании этого слова, то рамки даже объемной публикации при любом раскладе будут узки. Конечно, основные этапы жизни и службы можно изложить в телеграфном режиме, проиллюстрировав их фотографиями. Из биографии Генерал-полковник Дейнека Владимир Григорьевич. Родился 8 мая 1940 года в городе Феодосия (Крым). Окончил: Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков (с отличием) в 1963 году, Военно-морскую академию (с отличием) в 1973 году, Военную академию Генштаба (экстерном) в 1990 году. Проходил службу: С 1963 г. по 1970 г. в морском ракетоносном авиационном полку Центра боевого применения и переучивания летного состава авиации ВМФ: летчик, командир корабля – инструктор, командир отряда. Выполнял экспериментальные и научно-исследовательские полеты, переучивал летчиков-ракетоносцев на новые авиационные комплексы. В 1973–1974 гг. командир морской ракетоносной эскадрильи, с сентября 1974 г. командир противолодочного смешанного авиационного полка Центра. Руководил переучиванием летного состава авиации ВМФ на новые противолодочные самолеты и вертолеты, отрабатывая тактику, способы действий и боевое применение ПЛА. С 1976 г. – в авиации Северного флота: до 1979 г. – командир отдельного противолодочного авиационного полка дальнего действия. В 1979–1984 гг. – командир морской ракетоносной авиадивизии. В 1986–1994 гг. – командующий ВВС – заместитель командующего Северным флотом по авиации. Готовил летный состав к действиям в океанской и дальней морских зонах, лично водил большие группы самолетов в Северо-Восточную Атлантику, Тихий океан (Филиппинское море), на Северный полюс. Один из организаторов становления палубной и развития истребительной авиации ВМФ. С 1994 г. по 2000 г. – командующий Морской авиацией ВМФ России. Руководил морской авиацией в сложный период реформирования Вооруженных Сил страны после распада СССР. Сохранил все рода авиации ВМФ, продолжал работу по созданию авиационных комплексов. Генерал-полковник. Заслуженный военный летчик РФ. Летал на самолетах ЯК-18, ИЛ-28, ТУ-16, ТУ-142, вертолете КА-25. Общий налет – более 3 тысяч часов. Кандидат военных наук. Лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники. Награжден советскими и российскими орденами и медалями. Почетный гражданин города Очаков (Украина). После увольнения из рядов Вооруженных Сил Владимир Григорьевич Дейнека работает главным советником Генерального директора ОАО "КнААПО" по вопросам взаимодействия с ВМФ и в области международного военно-технического сотрудничества с дружественными странами.
Незабываемая встреча с Юрием Гагариным. Справа – курсант В. Дейнека. Август 1961 г.
Действительно, в биографии многое сказано. Но – в основном. Но ведь за каждой ее строкой – множество примечательных событий, ярких фактов, дорогих имен… "Да что там обо мне, о хороших людях, с которыми служил, надо обязательно написать. Об учителях, об инструкторах, командирах, подчиненных, штурманах…". Говоря это, генерал показушно не скромничает – не хочет, чтобы по-доброму сказав о нем и упомянув десяток-другой фамилий, многих достойных людей оставили "за бортом" вышедшего в свет материала. Действительно, всех имен-фамилий не опубликуешь. Обо всем и обо всех не расскажешь. И тем не менее… Учителя и ученики Если рассказывать о службе В. Дейнеки, о ее этапах, то, кроме фактов, событий и дат, необходимо обязательно упомянуть фамилии людей, повлиявших на его становление и дальнейшую судьбу. Невозможно не сказать и о тех авиаторах, кому он определил жизненную стезю.
Фото на память. Слева направо: адмирал И.В. Касатонов, Главнокомандующий ВМФ РФ адмирал В.Высоцкий, генерал-полковник авиации В. Потапов, генерал-полковник авиации В. Дейнека.
У людей военных принято начинать со старших или, наоборот, с младших по званию. В данном случае считаю уместным, даже необходимым сказать о тех людях, к которым Владимир Григорьевич относится с неизменным уважением. Так уж было угодно судьбе, чтобы в "карьерную цепочку" выстроились командующие морской авиацией Северного флота: Георгий Андреевич Кузнецов, Виктор Павлович Потапов и Владимир Григорьевич Дейнека, ставшие затем командующими морской авиацией ВМФ. Причем отметим: пересечение их судеб было неоднократным, даже удивительным: Г. Кузнецов, будучи старшим лейтенантом, освобождал Феодосию. То есть когда мальчишка Володя Дейнека был на земле, летчик-штурмовик Георгий Кузнецов по этой земле палил из авиационных пушек, что называется, от всей души… Конечно, по-доброму Владимир Григорьевич Дейнека вспоминает своего первого инструктора, открывшего дорогу в небо, Игоря Алексеевича Смирнова, кстати, однокашника и друга Юрия Гагарина. На ИЛ-28 молодой летчик В. Дейнека поднимался в небо с более опытными товарищами – старшим лейтенантом Вадимом Беловым и капитаном Анатолием Абаевым. А уже будучи генералом, на СУ-27 вместе со знаменитым Виктором Пугачевым ощутил все радости и перегрузки при отработке фигур высшего пилотажа.
Владимир Григорьевич Дейнека
Конечно, за службу В. Дейнека летал со многими летчиками и штурманами, составлявшими славную плеяду советских морских авиаторов – как-никак он прошел должности командира корабля, отряда, эскадрильи, двух полков, авиадивизии… Николай Дегтярев, Владимир Панов, Евгений Данилевский, Юрий Моисеев, Евгений Бессонов… Кто-то учил, кто-то был учеником, преемником. Игорь Владимирович Сапрыкин служил в его 5-й авиадивизии, будучи еще старшим лейтенантом. Затем дорос до комдива, а службу закончил генерал-майором, командующим ВВС Черноморского флота. Многих сослуживцев В. Дейнеки вполне можно считать его соратниками. Так, к примеру, Матвеев был командиром корабля ТУ-160 540-го МРАП 33-го ЦБП и ПЛС. Вторым летчиком в его экипаже был лейтенант В. Дейнека, а вторым штурманом – лейтенант В. Москоков. По прошествии лет эти "вторые номера" заняли во всей морской авиации "номера первые" – В. Дейнека стал командующим, а В. Москоков – главным штурманом морской авиации ВМФ. Очевидно: в их "восхождении" особая роль принадлежит командиру, Ивану Викторовичу Матвееву… И таких людей рядом и вместе с В. Дейнекой было большинство, включая, конечно, первого помощника в жизни и службе супругу Валентину Викторовну. Потому именно так, однозначно интересно и удачно, сложилась его жизнь. Хотя могло быть, конечно, и по-другому… Бомбежка, груз для Полюса и 104 самолета в боевом порядке О том, как началась война, годовалый мальчишечка, конечно, помнить просто не может. А вот о том, как освобождали Феодосию, уже четырехлетний паренек запомнил. Как это ни удивительно, но детская память эпизоды апрельских дней 44-го сохранила. Особенно, как наши авиаторы бомбили порт и позиции противника. Запомнился и День Победы. Может быть, сложившись, сойдясь в фокусе, – море, самолеты, да и сам настрой послевоенной эпохи, – в конечном счете и определили жизненный выбор. Правда, путь к осуществлению юношеской мечты, как зачастую бывает, оказался извилист и крут. Во-первых, как было принято во второй половине 50-х, по "хрущевскому призыву" после окончания школы нужно было поработать на заводе. Так что, став курсантом Кировоградского ВВАУЛ, Владимир Дейнека уже имел пролетарскую закалку – освоил токарное дело. Однако и дальнейший путь в небо носил "хрущевский" отпечаток – продолжать и заканчивать учебу пришлось уже в Оренбурге, в училище, "слепленном" их четырех, как сказали бы сегодня, "оптимизированных" авиационных училищ. Так или иначе, но дойти до заветного штурвала все же посчастливилось. В результате вместе с лейтенантскими звездочками "краснодипломник" В. Дейнека получил направление для дальнейшего продолжения службы в колыбель морской авиации России – в Николаев. Теперь уже он сам готовил летчиков, проходивших подготовку в Центре боевого применения и переучивания летнего состава авиации ВМФ. Уже тогда, несмотря на молодость, было немало поводов, чтобы гордиться: уже он сам мог считаться учителем, ставя "на крыло" летчиков строевых полков. 25 человек прошли обучение на его ТУ-16, среди них – будущие командиры полков и дивизий. Впрочем, об этом В. Дейнека тогда наверняка не думал – чего гордиться-то? Служба есть служба. Вот такая она…
У любого офицера, в том числе дошедшего до генеральских должностей, служба складывается из черных и белых полос – как у флотской тельняшки. Правда, у каждого их ширина разная. Дейнеке в службе везло, хотя, конечно, бывало всякое. В то же время отметим: Судьба в счастливчики в подавляющем большинстве выбирает людей действительно достойных. И в их числе, без сомнения, Владимир Григорьевич Дейнека. Думается, случайными не могут быть слова, в этой связи адресованные генералу его подчиненными, которые не стали бы лукавить: В делах настойчив, требователен, рьян, Не помним, чтобы глянул из-под века. Спасибо Вам от всех, от северян Огромное – наш генерал Дейнека. Действительно, человеку, занимающему высокую и ответственную должность, трудно не срываться, быть деликатным и ровным со всеми. Дейнека – из категории тех, кого называют не просто справедливым, а человечным. Согласитесь, ведь никто не заставляет его, уже отошедшего от флотских дел, лично инициировать сборы однокашников, сослуживцев, организовывать юбилеи полков и дивизий. Но больше всего подкупает в его стиле не стремление к масштабности, а повседневная внимательность к своим командирам, забота о разрешении чьих-то проблем. Не раз удивлялся его осведомленности о прошлом, настоящем и даже будущем тех, кто был рядом, кто близок, а таких людей – огромное количество. Действительно, удивляет знание Дейнекой истории флота и авиации, биографий летчиков, нюансов жизненных перипетий. Исходит это от его стремления знать обо всем. Добиться этого, конечно, невозможно, но желание это сделать всегда приносит плоды. Пожалуй, известный принцип: делай как я (а не: делай, как я сказал) самым непосредственным образом относится и к нему. Вот лишь один из примеров. После окончания Военно-морской академии В. Дейнека был назначен командиром морской ракетоносной эскадрильи, а через год, в сентябре 74-го, стал командиром уникального, ставшего знаменитым очаковского 555-го противолодочного смешанного (исследовательско-инструкторского) авиаполка. И пришлось ему, 34-летнему командиру, составной частью души которого уже стала романтика полетов выше всех, дальше всех, быстрее всех, овладевать новой техникой – вертолетом КА-25. Трудно представить: самолетчик, да еще с тяжелых ТУ-16 и ТУ-142, – на вертолет, где нет "дублера" – второго пилота. Каким же мастером надо стать, чтобы посадить "стрекозу" на корабль, обладающий вертолетной площадкой ограниченных размеров! Однозначно: хорошим учеником был В. Дейнека. Но и хороший был учитель – отличный методист летчик-инструктор майор Г.П. Дудко. Под стать ему были и подчиненные, ведь асы черноморской авиации в то время уверенно эксплуатировали 10(!) типов самолетов и вертолетов, входивших в состав полка, – от ТУ-95РЦ до МИ-8. Уровень своего мастерства они доказали осенью 1975 года, когда неожиданно полк был впервые проверен Главной инспекцией МО СССР. Понятно, что в твердой оценке "хорошо", полученной по итогам инспекции, вклад командира являлся определяющим. За подобные достижения в те времена не очень хвалили и не шибко награждали, но главным была иная награда – понимание подчиненных. Подобных "экзаменов" в своей службе А. Дейнека выдержал немало. Ярчайшей страницей не только его биографии, а и всей истории морской авиации страны явились учения июня 1984 года, когда В. Дейнека, уже ставший северянином, являлся ведущим группы в 104(!) самолета. Причем не просто одновременно находившихся в воздухе, а следовавших в одном боевом порядке. "Супостат", всегда цеплявшийся за хвост наших ракетоносцев при их полетах "за угол" (в Атлантику), даже не поднял в воздух ни одного своего перехватчика – натовцы просто оторопели, к такой воздушной армаде решив даже не приближаться. Отметим: если и раньше наши самолеты летали над океаном, то "при Дейнеке" – командире дивизии ракетоносцев и командующем ВВС СФ – эти полеты были постоянными. Можно сказать, что тогда наши морские авиаторы стали одновременно властелинами двух Мировых океанов – водного и воздушного. В Атлантику, Тихий океан, на Северный полюс их водил генерал. Лично.
С сыновьями Игорем и Олегом в день первого полета 16-летнего Олега на ЯК-52
К слову, о Северном полюсе. На нем Владимир Григорьевич побывал в очередной раз в прошлом году – постоял на льдине вместе со своим другом Дмитрием Шпаро, известным энтузиастом-полярником, в мае 1979 года во главе "семерки отважных" на лыжах добравшимся до "макушки Земли". Мало кто знает, что именно В. Дейнека со своим экипажем "Туполева" в условиях минимума видимости трижды летал к Полюсу, обеспечивая экспедицию полярников-"экстремалов". Представьте, каково такой махине на огромной скорости в бескрайних снежно-ледяных просторах отыскать людей и точно сбросить им груз? А чего стоит вклад генерала В. Дейнеки в становление палубной авиации ВМФ России? При его непосредственном участии были подготовлены первые "палубники" на СУ-33, из их первой десятки пятерым представления на звание Героя России подписал сам В. Г. Дейнека… "Вахту сдал исправно…" Многое о своей службе может рассказать генерал. Жаль, что пока не пишет. Хотя наверняка было бы интересно узнать именно от него о том, как удалось сохранить морскую авиацию России в тяжелые 90-е годы. В. Г. Дейнека, став командующим в 94-м и передав должность преемнику в 2000-м, может на полном основании утверждать: "Вахту сдал исправно". На рубеже тысячелетий при поддержке первого заместителя Главкома ВМФ адмирала И.В. Касатонова, а также своих единомышленников генерал-полковник В.Г. Дейнека сумел, прямо скажем, отбить соответствующие поползновения тогдашнего руководства Генштаба. На тот момент были сохранены все рода сил и основные соединения морской авиации. Правда, потом… Владимир Григорьевич, оптимист по натуре, верит в лучшее. Потому делает все возможное, чтобы это лучшее приблизить, являясь главным советником Генерального директора знаменитого КнААПО – Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения, дающего дорогу в небо "Сухим" ХХІ века.
Будем дружить! Справа – нынешний министр обороны Украины адмирал М. Ежель
С авиацией генерал не расстается, как и его сыновья Игорь и Олег. Им, молодым, подвластны не только самолеты морской авиации, но и "Боинги" с "Аэробусами"… Из уст Владимира Григорьевича Дейнеки мне посчастливилось слышать немало прекрасных поэтических строк, поговорок, пословиц и присказок, а также интереснейших историй. Вспомнилось и стихотворение Е. Александрова, первая строка из которого вынесена в заголовок. А все четверостишие звучит так:
Да здравствуют Соколы! Кто был – там, не около, В комбезы одетые И в песнях воспетые!
Обычно, когда у нас говорят о военных летчиках, употребляя метафору "соколы", прибавляют к ней эпитет "сталинские". С "хрущевскими" или "ельцинскими" как-то не заладилось. Впрочем, понятно, почему. Да и в целом выпало из широкого оборота это эмоционально-возвышенное словосочетание. Хотя, откровенно говоря, порой хотелось бы его возвратить из исторического, увы, небытия. Хочется это сделать в моменты, когда имеешь возможность наблюдать за дружеским общением флотских ветеранов-авиаторов. И непременно в их центре – морской летчик Владимир Дейнека, который уж точно соответствует определению "Сокол Советского, Российского флота".
Тверды рука, осанка, бодрость. И тот же ясный синий взгляд. Полны Вы планов, устремлений – Так с Богом – на себя штурвал! Удач, здоровья и свершений – За Вас, учитель, генерал!
Эти слова-поздравление, написанные Виталием Ушаковым к 60-летию Владимира Григорьевича Дейнеки, на мой взгляд, вполне можно произнести и сегодня, десять лет спустя, в связи с его 70-летием. Они вполне соответствует моменту и по форме, и по сути. С юбилеем Вас, товарищ генерал-полковник!
С. Горбачёв http://blackseafleet-21.com/news/7-05-2010_k-jubileju-voenachalnika-kto-byl-tam-ne-okolo-foto
|