домой   письмо   поиск   карта

ПОИСК ПО САЙТУ:
ПЕСНЯ О НИКОЛАЕВЕ:
КАРТА САЙТА Добро пожаловать на сайт, дорогой Гость — регистрируйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ на САЙТЕ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ - RSS ВХОД
О землячестве  ●  Новости  ●  Справочник  ●  Документы  ●  Статьи  ●  Бизнес  ●  Культура  ●  Совет ветеранов  ●  Женский клуб   ●  Фотографии  ●  Видео  ●  Форум  ●  Контакты  ●  Карта сайта
Меню сайта


Категории раздела
Российско-украинские отношения [164]
Ситуация на Украине, состояние и перспективы российско-украинских отношений
Статьи В. Н. Христенко [10]
Современная публицистика. Автор В.Н.Христенко, Глава Николаевского землячества
Николаевское судостроение [22]
Проблемы и перспективы кораблестроения
Песни о Николаеве

Для прослушивания песни нажмите
«Корабелы»
А. Долуханян — М. Лисянский

«Корабельная сторона»
К.Доминчен—Б.Аров, Э.Январёв

«Николаевский порт»
В. Качурин

«Николаевский вальс»
В. Качурин

«Николаевская мореходка»
В. Качурин

 Аналитика и публикации
Главная » Статьи » Аналитические статьи » Статьи В. Н. Христенко

Шараев курган

        Так получилось по жизни, что я никогда не работал вместе с Леонидом Гавриловичем Шараевым. Более того, до последнего времени наши пути с ним даже не пересекались. Живя в Николаеве, я ни разу не встречался с ним, а после — он оказался в Киеве, а я в Москве. Нет у меня и каких-то личных причин быть ему чем-то обязанным — ведь я, пока жил в Николаеве, никогда не занимал каких- то особых должностей, да и  членом партии не был. Говорю это без всякой патетики- так сложилась жизнь и задним числом что- либо изменить в ней уже невозможно. Почему же сегодня имя этого человека вызывает у меня особые добрые чувства, хотя и сейчас мы с ним редко встречаемся, да и живём теперь в разных государствах? И всё никак не получается спокойно сесть, поговорить — а ведь так хотелось. Потому, что с этим человеком связана целая эпоха в истории моего Николаева- эпоха расцвета  николаевского кораблестроения.

        Сто раз приглашал я Леонида Гавриловича к себе в Москву — и просто так в гости и подлечиться. Он всё отнекивался — то времени нет, то дела срочные. А как то раз, невзначай, проговорился- да дорого всё там у вас в Москве нынче. Не по карману... Это ему то дорого? Ему, столько сделавшему и для Николаева, и для страны в целом. Впрочем, страны этой больше нет, а те, что появились на её обломках, теперь и впрямь оказались не по карману, и не только ему. А ведь он мог бы и вовремя сориентироваться, и каких-то долей-акций "прихватизировать”. Вон ведь некоторые — и были никем и малой доли того, что сделал он не сотворили, а  ничего — купаются "как в сыр в масле”. Впрочем, и в этом качестве они остаются никем. А у него ничего этого нет. Зато осталась о нём добрая память. Да ещё памятник созданный в Николаеве при его участии — рукотворный памятник николаевским судостроителям, метко прозванный в народе Шараев курган...

        Двадцать лет назад, когда памятник этот только открыли, не ругал его только ленивый. Многим тогда он откровенно не нравился. Был среди них, и я. Признаюсь, в то время странной мне казалась сама идея- для чего нужен такой памятник и что в нём выдающегося, необычного? Это как памятник табуретке- вроде бы и вещь нужная, но уж больно обыденная, "немонументальная”. В те годы судостроение и Николаев ассоциировались как одно целое, и никто не видел в этом ничего выдающегося. Так зачем же ставить памятник обычным вещам? Прошли годы. Мы успешно развалили великую страну, похоронив под её обломками и николаевские судостроительные заводы. Нет, восстановить их, конечно, ещё можно — а вот достичь того уровня, что был двадцать лет назад, увы, нельзя. Да и не под силу это ни Украине, ни России, ни кому бы то ни было в мире. И не потому, что нельзя завезти оборудование и разместить заказы. Нет, это можно. Нельзя другое — вернуть тех людей, наших выдающихся современников, талантливых николаевских кораблестроителей, ученых, организаторов. Да ещё наладить слаженную работу десятков тысяч ученых, инженеров, производственников, чтобы на выходе получился шедевр мирового уровня- авианосец. Вот и получается, что осталась от всего этого лишь память. Память о том выдающемся времени, запечатлённая в бронзовых изваяниях корабелов и мореплавателей на монументе в центре Советской. История всё расставила по свом местам — и кто сейчас может бросить камень в Леонида Гавриловича за ЭТОТ памятник? 

       Как же такое могло случиться, что мы сами всё развалили? Бездарно растранжирили то, что веками по крупицам собирали целые поколения наших предков? Ведь всё это происходило на наших глазах. Почему же мы всё это видели и молчали? Молчали, когда три недоумка на наших глазах, и за нашими же спинами подписывали безумные Беловежские соглашения. Молчали, и ещё втайне надеялись, а вдруг оно так будет лучше, ведь всегда всё что не делается- к лучшему. Молчали, когда распродавали по цене трамвайных билетов наше национальное достояние- уникальные авианосцы, выдающиеся творения рук человеческих. Когда планомерно и последовательно доводили до банкротства николаевские судостроительные заводы, исследовательские институты, научные организации, профильные учебные заведения. Когда закрывали глаза на факт продажи святыни нашей- Черноморского судостроительного заезжим прохиндеям. И всё слушали, слушали их объяснения народу- мол, это ж мы всё для вас, для вашего же блага... И вот уже мы, зомбированные их словесными заклинаниями, упорно не хотим видеть прямой связи между развалинами наших судостроительных гигантов и их миллиардными состояниями. Да и в самом деле, ну какая тут может быть связь? А они, но уже под другими именами- фамилиями и сегодня в поте лица опять решают за нас наши проблемы- на митингах, майданах, с газетных полос и телеэкранов. И удивляешься только тогда, когда читаешь сводки Форбс о рейтинге самых состоятельных граждан государства- и когда только успевают они пополнять свои состояния? Такое вот, смутное наше время. Разруха- что с неё возьмешь... 

         А пока мы как под наркозом слушаем их майданные бредни, шарлатаны чуть меньшего калибра, за нашими же спинами разворовывают то, что ещё можно украсть. Разве только в кошмарном сне могло присниться, что Черноморский завод, мог быть брошен к ногам  заезжих прохиндеев, выдачи которых через Интерпол который год добивается Россия. Ловкачей, которые даже понятия не имеют, что такое КОРАБЛЬ и как он создаётся. Да разве повернётся хоть у кого- нибудь язык произнести словосочетание выдающиеся кораблестроители Чуркины. А они ещё и судятся за свой завод и при этом ни капли им не стыдно. Это мне стыдно. Стыдно видеть, как вдова выдающегося николаевского кораблестроителя Ю.И. Макарова пытается отдать в хорошие руки макет авианосца- только бы взяли- как память о Юрии Ивановиче. А может и на продажу- нам ли её судить- предприимчивым современникам, скупившим всё и вся, да ещё устроившим сатанинские пляски на костях великого детища Юрия Ивановича? Разруха…

         А как не стыдиться, когда вытравливают из самого сознания нашего нашу историю, заменяя её жутким суррогатом националистических бредней и шовинистической белиберды. И всё, для того, чтобы дети наши- николаевцы будущих поколений не знали, кто и как основал наш город, как создавалось николаевское судостроение, какие прославленные адмиралы были тут губернаторами и градоначальниками. М.П. Лазарев, Н.С. Мордвинов, Г.И. Бутаков, А.С. Грейг- что ни фамилия- историческая личность, хотя ни в каком учебнике истории Украины о них ни слова. Там всё больше про Бандеру, Махно и Петлюру. И ещё есть там целые страницы, посвящённые выдающимся лидерам оранжевой революции, устроившим из государства форменное Гуляй Поле. Вот уж точно ворон ворону… Да неужели историческое значение этого жалкого опереточного путча сравнимо, к примеру, хотя бы с историей создания авианосцев на николаевских предприятиях? Я понимаю, это события разного масштаба, но по мне лучше бы николаевские мальчишки изучали славную историю наших кораблей, чем истерические бредни лидеров Майдана. И ещё знали бы по именам тех, кто создавал славу и величие нашего города- моего Николаева. Впрочем, Бог с ними с современными политиками и коммерсантами- вряд ли они заслуживают того, чтобы о них писать, и уж тем более называть в их честь что- либо приличное. Не о том речь. 


         Вспоминается случайная уличная зарисовка — пацаны, лет 10-12 идут по Советской (для тех кто не знает — улице Советской, хотя ни одному николаевцу никогда в голову не придёт назвать её "улица”. Советская — она для всех и всегда — просто "Советская”). Слышу их разговор:
— Где встречаемся?
— У Шараева кургана…
Спрашиваю, а ты хоть знаешь, кто такой Шараев, в честь которого это название? 
— Не-а...

           Поначалу, обидно стало, а затем подумалось — а может и в этом есть свой исторической смысл. История она ведь выбирает достойных и уж если отмечает кого своей отметиной- так это на века. Сегодня, ведь и не всякий парижанин знает биографию инженера Жана Эйфеля  — а творение его рук- символ Парижа, без которого невозможно представить ныне французскую столицу. Так и памятник николаевским корабелам и мореплавателям стал символом Николаева. Он для всех-  и символ сегодняшнего дня, и символ великой но, увы, ушедшей в историю эпохи николаевского судостроения. Все фотоальбомы о городе начинаются с него. Он визитная карточка Николаева и по нему вспоминают о нашем городе приезжие. Символ он и нашего Николаевского землячества в Москве. И так будет всегда, пока живет в нас память о нашем удивительном по красоте городе. Пока живы мы-  николаевцы, где бы мы не находились на этой планете и куда бы не забросила нас судьба…

*   *   *
        P.S. Мои выдающиеся современники-николаевцы. Талантливые учёные, кораблестроители, педагоги. Те, кто не только строил корабли и совершал открытия- кто своими руками, талантом, энергией делал историю моего Николаева, за которую теперь не стыдно. Убеждён, что они не должны быть забыты в наше развесёлое время, вихрем сметающее великие достижения целых поколений  наших предшественников. Кто знает, куда повернёт история в будущем- и не вычеркнет ли она из своей памяти тех, кто сегодня больше берёт не Талантом и Усердием, а ораторством перед обезумевшей толпой? Да и о них ли речь? Я ведь о других. О тех, моих современниках, кто по праву вошёл в историю моего родного города- моего Николаева. Таких, как  государственный деятель В. А. Васляев, кораблестроитель Ю. И. Макаров, ректор М. Н. Александров, адмирал В.  Н. Чернавин и поэт М.С. Лисянский. В одном ряду с ними достойное место занимает и наш выдающийся современник Леонид Гаврилович Шараев.

               В. Н. Христенко,  2007 г.  
Категория: Статьи В. Н. Христенко | Добавил: hristenko (17.12.2010) | Автор: Христенко ВН E
Просмотров: 1466 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© Николаевское землячество в Москве © 2019
Дневник сайта


Погодный информер
Нажмите на картинку
Курс валют:
ТЕКУЩИЙ ОБМЕННЫЙ КУРС
ГРИВНЫ в НИКОЛАЕВЕ

Курсы валют

Курс валют НБУ
Курсы НБУ

Курс валют ЦБРФ
Курсы ЦБ РФ
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
Загружается.
Как Вам сегодня живется в Москве, земляки-николаевцы?
Всего ответов: 184
Посещения сайта


yandex.metrika

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

********************* Николаевское землячество
Наша кнопка
Страны гостей:
География посещений
Посетители он-лайн
СМС бесплатно:
МТС
МТС
Билайн
Билайн
Мегафон Москва
Мегафон
Київстар
Київстар

Астелiт

Утел
Исправить ошибку:
Система Orphus
Обратная связь:
Напишите сообщение администратору сайта
Время на странице:
Вы на этой странице уже:
мин / сек
Вы на этой странице уже  

 секунд
Русский Украинский On-line переводчик RU/UA

домой   письмо   поиск   карта

© Николаевское землячество в Москве © 2019  Песня о Николаеве:
Домой »
webdesign: panko
Счетчик посещений сайта: хосты, визиты
Хостинг от uCoz

Здесь вы можете подписаться на получение по e-mail извещений
об обновлениях сайта (для зарегистрированых пользователей)

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

© При копировании и цитировании материалов обязательна активная ссылка на сайт.
Мы поддерживаем обмен ссылками с дружественными сайтами.
Вы можете установить у себя нашу «
кнопку»: