домой   письмо   поиск   карта

ПОИСК ПО САЙТУ:
ПЕСНЯ О НИКОЛАЕВЕ:
КАРТА САЙТА Добро пожаловать на сайт, дорогой Гость — регистрируйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ на САЙТЕ ЛИЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ () ЛЕНТА НОВОСТЕЙ - RSS ВХОД
О землячестве  ●  Новости  ●  Справочник  ●  Документы  ●  Статьи  ●  Бизнес  ●  Культура  ●  Совет ветеранов  ●  Женский клуб   ●  Фотографии  ●  Видео  ●  Форум  ●  Контакты  ●  Карта сайта
Меню сайта


Категории раздела
Российско-украинские отношения [164]
Ситуация на Украине, состояние и перспективы российско-украинских отношений
Статьи В. Н. Христенко [10]
Современная публицистика. Автор В.Н.Христенко, Глава Николаевского землячества
Николаевское судостроение [22]
Проблемы и перспективы кораблестроения
Песни о Николаеве
Для прослушивания песни нажмите
«Корабелы»
А. Долуханян — М. Лисянский

«Корабельная сторона»
К.Доминчен—Б.Аров, Э.Январёв

«Николаевский порт»
В. Качурин

«Николаевский вальс»
В. Качурин

«Николаевская мореходка»
В. Качурин



Личные сообщения
(Новых: )
 Аналитика и публикации
Главная » Статьи » Аналитические статьи » Николаевское судостроение

Великое морское противостояние

Великое  морское  противостояние


 Николаев известен миру как один из крупнейших центров кораблестроения. Еще в начале ХХ века здесь строились подводные лодки, эсминцы, крейсеры, линкоры-дредноуты, которые находились на мировом техническом уровне. В 1960-1980-х годах в Николаеве на заводе им. 61 коммунара были построены большие серии кораблей для Военно-Морского Флота. Многие из них, по признанию зарубежных экспертов, превосходили по своим тактико-техническим элементам и мощи вооружения аналогичные корабли, строившиеся тогда в США и других странах НАТО – большие противолодочные корабли (БПК) пр.61 типа «Комсомолец Украины», БПК пр.1134Б типа «Николаев», ракетные крейсеры пр.1164 типа «Слава». Все эти корабли оснащались главными газотурбинными установками, спроектированными в Николаеве на НПО «Машпроект» и изготовленными здесь же на заводе «Заря». И все же, особое место среди продукции николаевских корабелов во второй половине ХХ века занимали авианосцы.

Авианосцы – высшее достижение кораблестроения, и не только из-за их размеров (а это – настоящие плавучие города), но и из-за того, что на них как бы объединяются два великих океана – водный и воздушный, две сложнейшие технологии – судостроительная и авиакосмическая.

Из всего, что создано человеческим интеллектом – от седой древности и до сегодняшних дней – ничто не может сравниться по сложности, многообразию задач и противоречивости требований с крупным боевым кораблем. Ничто не обобщает и не собирает в себе столько технологических достижений мировой цивилизации.
Даже авиационная техника, при несомненно большей точности и совершенстве ее технологий, в некоторых аспектах более проста. По этой причине военное кораблестроение под силу лишь тем странам, которые находятся на самых передовых позициях науки и техники и имеют достаточный экономический, промышленный, а главное – кадровый потенциал. Но если судостроительных и авиационных держав все-таки несколько десятков, то страны, способные построить современный авианосец, можно пересчитать по пальцам одной руки! Советский Союз входил в элитный клуб строителей авианосцев.

Первый в мире британский авианосец "Eagle"  1920 г.

До 1930-х годов развитие авианосных кораблей в ведущих военно-морских странах шло медленно. Авианосцы рассматривались военными специалистами как средство для авиационного обеспечения действий главных сил флота – линкоров. Первые авианосцы ВМС Англии, США, Франции и Японии создавались в те годы с использованием корпусов и механизмов недостроенных линейных кораблей и крейсеров, а также путем переоборудования гражданских судов. 

Разрабатывались такие планы и в Советском Союзе. 6 августа 1939 года, вскоре после назначения на должность наркома ВМФ, Н.Г.Кузнецов представил на утверждение правительства проект программы военного кораблестроения, в которую были включены два авианосца для Северного и Тихоокеанского флотов. Предлагалось использовать для этого корпуса и механизмы строящихся серийно крейсеров типа «Чапаев». Поскольку Сталин явно недооценивал значение авианосцев и реальность угрозы для надводных кораблей со стороны авиации противника в надвигавшейся войне, то при корректировке программы в начале 1940 года авианосцы из нее были исключены. Были для того и весомые основания: промышленность страны просто не могла обеспечить в то время строительство авианосцев, так как в 1938-1939 годах на четырех самых больших судостроительных заводах страны приступили к строительству крупнейших в Европе линкоров типа «Советский Союз» и тяжелых крейсеров типа «Кронштадт».

В 1930-х годах за рубежом появились авианосцы, построенные по специальным проектам, соответствующим летно-техническим характеристикам базировавшихся на них летательных аппаратов. Одновременно шло бурное развитие палубной авиации. Основным способом взлета самолетов с авианосцев сначала был свободный разбег по полетной палубе при ходе корабля против ветра. Установленные на них катапульты являлись резервным средством при отсутствии ветра над палубой. Перед началом Второй мировой войны интенсивность создания авианосных сил повысилась. Однако и американцы, и англичане в те годы явно недооценивали роль палубной авиации в военных действиях на море. Их мнение коренным образом изменилось уже в первые два года жестокой войны на Тихом океане, где решающие победы были достигнуты с помощью авиации, базирующейся на авианосцах.

Получив сокрушительный удар от японского авианосного соединения в Пёрл-Харборе, а потом понеся большие потери еще в нескольких сражениях на Тихом океане, американцы отказались от строительства тяжелых артиллерийских кораблей и все силы направили на строительство авианосцев. К концу войны США имели в составе ВМС 30 авианосцев, среди них 17 тяжелых – типа «Essex». Это были новые корабли, введенные в строй в 1943-1945 годах и оснащенные по последнему слову техники. «Эссексы» деморализовали и буквально раздавили японский флот. Вторая мировая война изменила вспомогательный статус палубной авиации и сделала ее основной ударной силой флотов. Авианосцы стали властелинами океанов.

До конца 1946 года американские судостроители завершили постройку всей серии из 24-х кораблей типа «Эссекс», а на одном из них – «Oriskany» к 1950 году была выполнена масштабная модернизация, положенная в основу будущей доработки конструкций всех остальных кораблей этого типа. В течение войны в США построили и 115 легких эскортных авианосцев, которые обеспечивали охрану судов снабжения оперативных авианосных соединений и сопровождали конвои на Тихом океане и в Атлантике. 


Первый серийный авианосец США типа "Essecs" 1946 г.

Война привела к тяжелым потерям в корабельном составе Северного, Балтийского и Черноморского флотов СССР. Наибольший урон нашим надводным кораблям и судам – в среднем 45% боевых потерь, нанесла авиация противника. Наши корабли в период боевых действий не смогли обеспечить собственными зенитными средствами надежную противовоздушную оборону и остро нуждались в авиационном прикрытии. Следует отметить, что и на долю нашей авиации пришлось около 60% потопленных кораблей и судов противника среди всех боевых средств ВМФ. Поэтому руководители ВМФ после войны пришли к выводу о необходимости создания для отечественного флота авианосцев, в первую очередь для противовоздушной обороны корабельных группировок.

В 1945 году Н.Г.Кузнецов представил на утверждение правительства проект десятилетнего плана кораблестроения, в соответствии с которым, в числе других кораблей, должны были построить и по четыре больших и малых авианосца. Но в утвержденном в ноябре 1945 года Постановлении о десятилетнем плане военного судостроения на 1946-1955 годы авианосцев не оказалось. И.В.Сталин считал излишним расходовать огромные средства на строительство авианосцев и приводил довод, что «Советский Союз воевать у берегов Америки не собирается». Проект плана многократно корректировался, из него сначала исключили большие авианосцы, а потом и малые.
***
После войны началось перевооружение американских и английских авианосцев для базирования реактивных самолетов, вытеснивших устаревшие (с поршневыми двигателями). 
В короткие сроки американцы провели модернизацию авианосцев типа «Эссекс», водоизмещение которых увеличилось с 38500 до 40000 тонн. Постоянные усовершенствования этих кораблей в течение всего времени службы, позволили на них значительно уменьшить размеры надстройки, расширить полетную палубу, изменив ее конфигурацию за счет установки угловой палубы, увеличить размеры и грузоподъемность авиаподъемников, установить паровые катапульты и мощные аэрофинишеры, увеличить количество авиатоплива и авиабоезапаса. Это позволило авианосцам типа «Эссекс» принять на борт современные самолеты и находиться в строю после войны по 30-35 лет. А авианосцы «Oriskany», «Hornet», «Tikonderoga», «Bon Homme Richard», «Lexington» были исключены из состава флота только в 1989-1991 годах, прослужив в ВМС США после войны по 45 лет.

  Одновременно американцы достроили заложенные еще во время войны три более крупных авианосца нового типа – «Midway» (сдан в 1945 году), «Franklin D.Roosevelt» (1945) и «Coral Sea» (1947). Эти авианосцы полным водоизмещением 64000 тонн тоже неоднократно модернизировались, и в 1980-х годах их водоизмещение достигло 70000 тонн. Два из них – «Мидуэй» и «Корал Си», прослужили в ВМС США до начала 1990-х годов.
Промышленность США долго не могла обеспечить необходимые для взлета реактивных самолетов с палуб авианосцев технические характеристики пневматических и гидравлических катапульт. Наконец, в 1950 году в Великобритании была создана паровая катапульта, решившая эту проблему. На ее основе американцы создали и приняли в 1954 году на вооружение свою первую паровую катапульту С-11, разгонявшую 25-тонные самолеты до взлетной скорости – 200 км/час. Катапульта ими постоянно совершенствовалась, и на модели С-13 был обеспечен разгон 35-тонных самолетов до скорости 260 км/час. Паровая катапульта пока является единственным средством разгона самолетов на современных авианосцах США.

Англичане первыми применили в 1952 году и угловую полетную палубу с разворотом ее оси на левый борт, благодаря чему удалось организовать две взлетные полосы и обеспечить на корабле одновременный взлет и посадку самолетов.
Повышенные взлетная и посадочные скорости новых самолетов вызвали качественные изменения в конструкции авианосцев, привели к росту их главных размерений и водоизмещения. В 1950-х годах США построили серию из четырех крупнейших авианосцев того времени – «Forrestal» (сдан в 1955 году), «Saratoga» (1956), «Rainger» (1957) и «Independence» (1959). Авианосцы типа «Форрестол», полным водоизмещением около 80 000 т, обеспечивали базирование по 70-80 летательных аппаратов и прослужили в составе американского флота до середины 1990-х годов.

В 1960-х годах были построены еще четыре усовершенствованных авианосца тех же размерений типа «Kitty Hawk» (1961), «Constellation» (1961), «America» (1965) и «John Kennedy» (1968). Эти авианосцы прослужили до конца ХХ века, а «Китти Хок» и «Констелэйшн» вошли действующими в ХХI век. 
Строительство авианосцев после войны вплоть до 1961 года осуществляли три американских верфи: одна в г.Ньюпорт Ньюс – «Newport News Shipbuilding» и две верфи в Нью-Йорке: «New York Naval Shipbuilding Yard» и «New York Shipbuilding Corporation». После удачной постройки и сдачи в 1961 году верфью «Newport News Shipbuilding» первого атомного авианосца «Enterprise» заказы на строительство всех последующих авианосцев выдавались только этой компании, расположенной на Атлантическом побережье США в штате Вирджиния. В 2000-х годах компания была переименована в «Northrop Grumman Newport News Shipyard» (NGNN). 

Еще одним фактором, приведшим к росту главных размерений и водоизмещения авианосцев, стало значительное увеличение на них количества авиабоеприпасов и авиатоплива, а также летного и технического состава, обслуживающего усложнившуюся авиационную технику. В дальнейшем строительство крупных кораблей этого класса оказалось под силу лишь промышленности США и Советского Союза.
Адмирал флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов

В мае 1952 года Н.Г.Кузнецов вновь представил И.В.Сталину доклад о необходимости создания авианосцев, обосновав тем, что без прикрытия авиации невозможно решение боевых задач на море. Сталин на этот раз не возражал, однако отложил решение вопроса до формирования через год очередной программы военного судостроения. Но менее чем через год после этого Сталин умер. Следует отметить, что создание авианосцев в тот период было вполне посильным делом для промышленности и экономики страны и менее обременительным, чем постройка тяжелых крейсеров, типа «Сталинград», которые тогда строились на трех крупнейших судостроительных заводах Советского Союза.

После смерти Сталина Кузнецов продолжал настойчивые попытки добиться возобновления программы создания авианосцев, но возглавивший страну Н.С.Хрущев  считал нецелесообразным строить крупные надводные корабли, а тем более авианосцы. Его поддерживал и министр обороны, сугубо сухопутный военачальник, Н.А.Булганин. С 1955 года прекратили строительство крейсеров и приостановили проектирование авианосца.  Негативное отношение руководства страны к надводным кораблям, и в особенности к крупным, усугубилось после гибели 29 октября 1955 года в Севастопольской бухте линкора «Новороссийск». С середины 1950-х годов в СССР проводились интенсивные испытания ядерного и ракетного оружия, в том числе и противокорабельного. Эмоциональный и взрывной по характеру Н.С.Хрущев, позицию которого формировало высшее военное командование, имел самые поверхностные взгляды на современный флот. Он категорически утверждал: «Подводные лодки могут решать все задачи, крупные военные корабли не нужны, а авианосцы – покойники!».

Несмотря на противодействие, Николай Герасимович Кузнецов все годы своего руководства Военно-Морским Флотом упорно и настойчиво проводил линию на строительство отечественных авианосцев, определявших, по его убеждению и опыту Второй мировой войны, боевую устойчивость остальных сил флота. Через 16 лет после смерти его имя заслуженно присвоили построенному в Николаеве самому крупному боевому кораблю нашего флота – тяжелому авианесущему крейсеру нового поколения, а также военно-морской академии в С.-Петербурге. 13 мая 2000 года, в ознаменование заслуг бывшего главкома ВМФ, в Севастополе на улице Большой Морской был открыт памятник Адмиралу Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецову.

Авианесущие корабли постройки Черноморского судостроительного завода

№ заказа, проект

Наименование

Закладка

Спуск на воду

Сдача ВМФ

Противолодочные крейсеры (ПКР)

заказ 701 (1123)

«Москва»

05.12.1962

14.01.1965

25.12.1967

заказ 702 (1123)

«Ленинград»

14.01.1965

30.07.1967

02.06.1969

Тяжелые авианесущие крейсеры (ТАКР)

заказ 101 (1143)

«Киев»

21.07.1970

26.12.1972

28.12.1975

заказ 102 (1143)

«Минск»

26.12.1972

30.09.1975

27.09.1978

заказ 103 (11433)

«Новороссийск»

30.09.1975

26.12.1978

14.08.1982

заказ 104 (11434)

«Баку» («Адмирал Горшков»)

26.12.1978

31.03.1982

11.12.1987

заказ 105 (11435)

«Адмирал Кузнецов»

01.09.1982

(22.02.1983)

04.12.1985

25.12.1990

заказ 106 (11435)

«Варяг»

04.12.1985

25.11.1988

––

заказ 107 (11437)

«Ульяновск»

25.11.1988

разобран на стапеле

––


Тем временем в 1961 году в США был сдан флоту десантный вертолетоносец «Iwo Jima» («Иводзима»). Это был первый в мире корабль, спроектированный специально для базирования десантных вертолетов. На нем размещалось свыше 1700 человек десанта. С 1961 по 1970 год было построено семь таких кораблей, водоизмещением 18000 тонн. Они принимали по 20 десантных вертолетов CH-46 – «Sea Knight» а впоследствии еще от 4-х до 12-ти самолетов вертикального взлета и посадки AV-8B «Harrier». 

В 1962 году и мы заложили свой первый вертолетоносец – противолодочный корабль дальней зоны проекта 1123, ПКР «Москва». Корабль был сдан ВМФ в 1967 году. На нем базировались 14 противолодочных вертолетов Ка-25. 
Когда Черноморский завод достраивал второй вертолетоносец проекта 1123 – «Ленинград» и полным ходом готовился к закладке на стапеле третьего, главком ВМФ С.Г.Горшков на заседании Президиума научно-технического совета МСП в декабре 1967 года предложил разработать вместо него новый проект 1143 для совместного базирования самолетов вертикального взлета и посадки Як-36М и вертолетов Ка-25. В 1970 году Черноморский завод приступил к строительству такого корабля – тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) «Киев».

Для того, чтобы называть наши корабли тяжелыми авианесущими крейсерами, было несколько причин.
Первая – политическая. Советская оборонительная военная доктрина не предусматривала наличия во флоте авианосцев, являвшихся, как тогда считалось, оружием агрессии, наступательным видом вооружений. В Министерстве обороны и в ЦК КПСС шли споры о целесообразности строительства авианосцев для ВМФ. Известны слова Л.И.Брежнева, высказанные в Политбюро при обсуждении этого вопроса: «Мы имеем оборонную военную доктрину, а авианосец, все же, наступательное оружие…»
Вторая – в результате борьбы этих мнений и достигнутого компромисса, на всех наших авианесущих кораблях было установлено мощное ракетно-артиллерийское и противолодочное оружие, не уступавшее оружию новейших крейсеров, включая крылатые ракеты, способные нести ядерную боевую часть и поражать цели в море и на берегу на расстоянии свыше 500 км.


Тяжёлый авианесущий крейсер "Киев" 1975 год

Третья – с началом в 1970-х годах строительства этих кораблей в зарубежной прессе появились статьи с призывами не пропускать через Босфор и Дарданеллы наши авианосцы, ибо это якобы противоречит Конвенции Монтрё, регулирующей проходы кораблей через Черноморские проливы. Широкая акция в средствах массовой информации велась и после подписания приемного акта первого ТАКР «Киев», препятствуя его проходу через проливы в июле 1976 года. Мы утверждали, что наши корабли являются не авианосцами, а противолодочными крейсерами, поскольку задачи поиска и уничтожения подводных лодок и нанесения ракетно-ядерных ударов противокорабельными ракетами по надводным кораблям противника всегда оставались важнейшими на всех наших авианесущих кораблях. «Киев» с начала проектирования в 1968 году классифицировался как «противолодочный крейсер с авиационным вооружением» (ПКР) и лишь в июне 1977 года был переклассифицирован в тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР).

В этой обстановке строительство кораблей, соединявших в себе боевые качества и крейсера, и авианосца, устраивало политическое руководство страны и давало основания называть наши авианесущие корабли «тяжелыми авианесущими крейсерами». Хотя наличие на них летательных аппаратов, доведенное на кораблях последующих поколений до 50-ти единиц, а на «Ульяновске» – до 70-ти, трудно увязывалось с названием «крейсер», а скорее соответствовало слову «авианосец». С момента выхода в океан этих кораблей во всех зарубежных военных справочных изданиях они классифицировались так же, как и американские авианосцы: aircraft carriers. 
Может, как раз совмещение на наших кораблях двух различных функций и позволило их создателям получить на последних поколениях, начиная с «Адмирала Кузнецова», необычайно устойчивые боевые корабли, способные наносить противнику ракетные и авиационные удары, выполнять поиск и уничтожение подводных лодок и благодаря мощным радиоэлектронным управляющим системам руководить боевыми действиями не только своего корабля и авиации, но и корабельного соединения в целом, а также авиацией ВМФ наземного базирования, находящейся над районом дислокации авианосного соединения.

На Черноморском судостроительном заводе были построены пять тяжелых авианесущих крейсеров: «Киев» и «Минск» – пр.1143, «Новороссийск» – пр.11433, «Баку» (с 1990 года «Адмирал Горшков») – пр.11434, «Адмирал Кузнецов» – пр.11435. Строительство еще двух –  ТАКР «Варяг», пр.11435, и атомного – АТАКР «Ульяновск», пр.11437, было прекращено после развала СССР при их готовности соответственно 67 и 17 процентов. 
Интересно, что наши авианесущие корабли вступали в состав Военно-Морского Флота примерно в те же годы, что и новое поколение американских атомных авианосцев, начало которому положил авианосец «Честер У.Нимиц».

Планы строительства авианосцев в СССР и США

год

СССР

год

США

1975

«Киев»

1975

«Nimitz»

(«Нимиц»)

1978

«Минск»

1977

«Dwight Eisenhower»

(«Д.Эйзенхауэр»)

1982

«Новороссийск»

1982

«Carl Vinson»

(«К.Винсон»)

1987

«Баку»

1986

«Theodore Roosevelt»

(«Т.Рузвельт»)

1990

«Адмирал Кузнецов»

1989

«Abraham Lincoln»

(«А.Линкольн»)

1993

«Варяг» (планировавшийся год сдачи)

1992

«George Washington»

(«Дж.Вашингтон»)

1996

«Ульяновск» (планировавшийся год сдачи)

1995

«John С. Stennis»

(«Дж. C.Стэннис»)



1998

«Harry S. Truman»

(«Г.Трумэн»)



2003

«Ronald Reagan»

(«Р. Рейган»)



2009

«George W.Bush»

(Дж. У.Буш»)



Как видим, судостроители должны были передать «Варяг» флоту в 1993 году, а следующий – атомный авианосец «Ульяновск» – в 1996-м. Черноморский завод готовился к порезке металла для второго атомного авианосца пр.11437 – заказа 108, пока еще без наименования, который должны были заложить сразу после спуска «Ульяновска» в 1992 году. Таким образом, если бы были выполнены намечавшиеся планы строительства авианосцев, то к 2010 году могли быть построены и переданы ВМФ ТАКР «Варяг» и пять атомных авианосцев  типа «Ульяновск»! И еще три находились бы в постройке. (см.Дж.Буш-2009 г.)
Однако в конце 1991 года мы сошли с дистанции.

Головной атомный авианосец США нового типа был назван в честь американского адмирала флота Честера Уильяма Нимица, командовавшего во время Второй мировой войны Тихоокеанским флотом, основу главных сил которого составляли авианосцы типа «Эссекс». 2 сентября 1945 года адмирал Нимиц подписал от имени США акт о капитуляции Японии. Почти всем последующим американским авианосцам присваивались наименования в честь президентов Соединенных Штатов. Два из этих кораблей («Carl Vinson» и «John С.Stennis») носят имена конгрессменов, оказавших решающее влияние на осуществление программы строительства атомных авианосцев.
Водоизмещение «Нимица» составило около 92 тыс. тонн, и он мог нести свыше 80-ти самолетов разных классов: истребителей, штурмовиков, противолодочных, радиоэлектронной борьбы и радиолокационного дозора.


Тяжёлый авианесущий крейсер "Варяг" постройки ЧСЗ в китайском порту Далянь 2010 г.

Программа постройки в США авианосцев типа «Нимиц» предусматривала строительство десяти таких авианосцев, и американцы довели ее до конца. Думаю, что темпы, которые они в свое время набрали, во многом были обусловлены гонкой вооружений в соперничестве с Советским Союзом. Сейчас эти темпы снижены в два раза. Если раньше авианосцы вступали в состав ВМС США в среднем раз в три года, то теперь один авианосец – в пять-шесть лет.
В отличие от наших кораблей, американские авианосцы имеют незначительный состав зенитных огневых средств: три зенитных ракетных комплекса с высотой поражения целей до 12 км плюс четыре зенитных автомата калибра 20 мм, дальностью стрельбы 1,5 км. Попросту говоря, американский авианосец – плавучий аэродром высочайшего класса с минимальными средствами самообороны. Все имеющиеся на этих кораблях ресурсы направлены на обслуживание базирующегося на них авиационного крыла.

«Нимиц» классифицировался при постройке и был сдан флоту в мае 1975 года как ударный авианосец, главным предназначением которого являлось нанесение ядерных ударов по береговым целям и соединениям кораблей противника, но уже в конце июня того же года он был переклассифицирован в многоцелевой. Тем самым подчеркивалось снятие, как первоочередной, задачи нанесения ядерного удара и переход от ведения крупномасштабной войны к участию в локальных конфликтах, что мы и увидели в событиях последующих лет. Еще одной причиной отнесения этих кораблей к классу многоцелевых явилось то, что на них было обеспечено базирование противолодочных самолетов «Viking» и вертолетов «Sea King». Сейчас все американские авианосцы являются многоцелевыми.

По своему научному, техническому и экономическому потенциалу только Соединенные Штаты Америки и Советский Союз в состоянии были строить такие корабли, обеспечить заблаговременное финансирование научных и проектных разработок при создании десятков головных и опытных образцов различных систем вооружения и оборудования, решить тысячи технологических и организационных проблем в различных отраслях промышленности при их строительстве. Общепризнанно, что авианосные силы могут строить и содержать только великие морские державы. Авианосцы – визитная карточка государства, свидетельство его научного, военного и экономического могущества, а также технического уровня.

Авианосцы, но меньших размерений, чем американские, были построены во второй половине ХХ века в Великобритании – «Игл» (1951), «Арк Ройал» (1955), «Гермес» (1959) и три легких авианосца – «Инвинсибл» (1973), «Илластриес» (1976) и «Арк Ройал» (1978). Франция построила авианосцы «Клемансо» (1961), «Фош» (1963) и атомный «Шарль де Голль» (2000). Ни одна другая страна в мире не могла позволить себе строительство авианосцев. 
Авианосцы – самые дорогие корабли современности. Стоимость последней серии американских атомных авианосцев все время возрастала. Если головной «Нимиц» стоил около 1 миллиарда долларов, третий – «Карл Винсон» – около 2,5 миллиарда долларов, то девятый авианосец этой серии – «Рональд Рейган», сданный военно-морским силам США в июле 2003 г, достиг водоизмещения 97000 тонн и не менее фантастической стоимости – 4,5 миллиарда долларов. Однако альтернативы таким кораблям в ВМС США не видят. После десятого авианосца типа «Нимиц» – «Джордж Г.У.Буш» (Джордж Герберт Уокер Буш), названного в честь 41-го Президента страны, Буша-старшего, США приступили в 2007 году к строительству принципиально нового поколения авианосцев с более эффективным ядерным реактором типа А1В, новой электромагнитной катапультой и электромеханическими аэрофинишерами новой конструкции, взамен гидравлических. Головной корабль, которому уже дали имя в честь 38-го президента США – «Джеральд Р.Форд»,  должен быть сдан флоту в 2015 году и заменит первый атомный авианосец «Энтерпрайз», срок службы которого достигнет к тому времени 54 года! Авианосец «Gerald R.Ford» по предварительным оценкам будет стоить 8,1 млрд. долларов, не считая 2,4 млрд., ушедших на конструкторские и исследовательские работы при проектировании корабля. Еще два таких авианосца планируется сдать ВМС США в 2019 и 2023 годах. 

Сейчас в США в строю 11 многоцелевых атомных авианосцев. Вновь строящиеся авианосцы предназначены для замены уже отслуживших свой срок старых, без увеличения их общего количества.


Авианосец США "George Bush" 2009 год

Наши авианесущие крейсеры обходились бюджету в 4-5 раз меньше, чем американские авианосцы тех лет, но и у нас это были самые сложные и самые дорогие корабли, создававшиеся судостроительной промышленностью.
Черноморский судостроительный завод, один из крупнейших в бывшем Советском Союзе, все эти годы вел заочное соревнование в строительстве авианосцев с американской верфью «Newport News Shipbuilding», поднявшей технический уровень кораблей этого класса на необычайную высоту.
Ниже приведены сроки строительства наших авианесущих кораблей.


В 1988 году на верфи «Bazan» в городе Эль-Ферроль был построен и сдан ВМС Испании легкий авианосец «Принц Астурийский», полным водоизмещением 17100 тонн, на котором базируются до 18 летательных аппаратов – самолетов вертикального взлета и посадки AV-8B «Harrier II» и вертолетов «Sea King». После такого удачного дебюта, в 1997 году по заказу короля Таиланда на испанской верфи «Базан» построили еще один – мини-авианосец «Чакри Нарубет», водоизмещением 11500 тонн, с главной газотурбинной установкой. На нем могут базироваться до 12-ти тех же самолетов и вертолетов.

Теперь о планах строительства этого класса кораблей в других странах. Великобритания приступила к созданию двух авианосцев с газотурбинными двигателями водоизмещением около 65000 тонн. Первый, «Куин Элизабет», планируют передать флоту в 2014 году, а второй, «Принц Уэльский», –  в 2016-м. На них будут базироваться разрабатываемые США самолеты короткого взлета и вертикальной посадки F-35B, либо катапультного взлета – F-35C. Стоимость создания двух таких кораблей оценивается в 3.9 млрд. фунтов стерлингов (7,7 млрд. долларов). Франция намерена использовать некоторые английские разработки для своего нового, тоже неядерного авианосца водоизмещением около 70000 тонн, проекта PA 2, который планирует ввести в строй в 2015 году.

Корея, Япония, Индонезия, Аргентина, Бразилия, Чили, Австралия и др. рассматривают возможность введения в состав своих ВМС авианесущих кораблей и ведут переговоры с различными верфями об их строительстве. Турция рассматривает вопрос о приобретении легкого авианосца, на котором базировались бы девять самолетов короткого взлета и вертикальной посадки F-35В. Индия и Китай разрабатывают собственные проекты авианосцев. Индия уже приступила к строительству такого корабля на своей верфи в г.Кочин, который должна ввести в состав ВМС этой страны в 2014 году. Китай, входящий в первую пятерку стран с самым большим военным бюджетом и наращивающий мощь своих ВМС, планирует построить к 2015 году два авианосца, водоизмещением около 50000 т, на каждом из которых будут базироваться до 40 самолетов. В Италии построен легкий авианосец «Кавур», полным водоизмещением около 27000 т, который может принять на борт 8 самолетов и 12 вертолетов. На нем оборудован трамплин для взлета самолетов F-35B. Россия планирует возобновить свою программу строительства авианосцев после 2012 года.
Авианосцы становятся товаром, пользующимся спросом на мировом рынке. Существует много государств, заинтересованных в защите своих рубежей и морских коммуникаций с помощью таких кораблей.

Безусловно, николаевские судостроители могли бы конкурировать с другими верфями в строительстве авианосцев. У нас есть опыт постройки авианесущих кораблей и необходимое технологическое оборудование. Украинские металлургические заводы, составлявшие 32% от общей мощности металлургической промышленности бывшего Советского Союза, могут поставлять для строительства этих кораблей качественный металл – основной материал судостроения. Главные газотурбинные двигатели тоже рядом – на николаевском научно-производственном комплексе «Заря-Машпроект». В Украине есть и предприятия, создававшие радиоэлектронное вооружение для ВМФ СССР. Такие корабли можно строить в кооперации с Россией, а при поставке их на внешний рынок широко использовать зарубежные комплектующие изделия, как это делается сейчас во всем мире.

Валерий Бабич
Член Союза писателей России
Категория: Николаевское судостроение | Добавил: hristenko (23.07.2011) | Автор: Владимир Христенко e-mail
Просмотров: 2690 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© Николаевское землячество в Москве © 2020
Дневник сайта


Погодный информер
Нажмите на картинку
Курс валют:
ТЕКУЩИЙ ОБМЕННЫЙ КУРС
ГРИВНЫ в НИКОЛАЕВЕ

Курсы валют

Курс валют НБУ
Курсы НБУ

Курс валют ЦБРФ
Курсы ЦБ РФ
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
Загружается.
Как Вам сегодня живется в Москве, земляки-николаевцы?
Всего ответов: 184
Посещения сайта


yandex.metrika

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

********************* Николаевское землячество
Наша кнопка
Страны гостей:
География посещений
Посетители он-лайн
СМС бесплатно:
МТС
МТС
Билайн
Билайн
Мегафон Москва
Мегафон
Київстар
Київстар

Астелiт

Утел
Исправить ошибку:
Система Orphus
Обратная связь:
Напишите сообщение администратору сайта
Время на странице:
Вы на этой странице уже:
мин / сек

Вы на этой странице

 секунд

Русский Украинский On-line переводчик RU/UA

домой   письмо   поиск   карта

Наверх
© Николаевское землячество в Москве © 2020  Песня о Николаеве:
Домой »
webdesign: panko
Счетчик посещений
Хостинг от uCoz


Здесь вы можете подписаться на получение по e-mail извещений
об обновлениях сайта (для зарегистрированых пользователей)

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

© При копировании и цитировании материалов обязательна активная ссылка на сайт.
Мы поддерживаем обмен ссылками с дружественными сайтами.
Вы можете установить у себя нашу «
кнопку»: