80 лет освобожденя Николаева
от немецко-фашистских захватчиков

Николаев
  

БЫТЬ ИЗ НИКОЛАЕВА, ЭТО:

  • знать, что такое: «Сухой» , «Намыв», «Водопой», «Ялты», «Абиссиния», «Соляные», «Ракетка», «Аляуды»;

  • фразы «я на Горбатом» и «я на Совке», «я в Мультике», «я в Сказке» тебя совершенно не озадачивают;

  • при жаре +40°С все прочие хватаются за сердце, а ты расправляешь жабры;

  • у тебя своё понимание, что такое «Дубки», «Лески» и «Роща». И это точно не про деревья;

  • «Алые паруса» — это вовсе не книга и не оснастка судна…

  • выражение «пойти по Большой» у тебя не вызывает вопросов, так же, как и «пойти по Малой» и вовсе не про нужду;

  • знать, что на «ДорМашине» при ливне плавают машины;

  • тебя не смущает, когда произносят, что ездил за книгами на «Толчок»;

  • штормовое предупреждение — не повод не выходить из дома;

  • из центра пешком до любого района от силы час-полтора пешком, если быстро;

  • люди с удочками на набережных и мостах — привычная картина, хотя никто никогда не видел, чтобы хоть кто-нибудь хоть что-нибудь поймал;

  • точно знать, как выглядят самые красивые девушки в мире.

Правление Николаевского землячества

 

 

 


ВходДомойО землячествеНовостиСправочникДокументыСтатьиБизнесКультураСовет ветерановЖенский клубФотографииВидеоФорумКонтактыКарта сайта

Русский On-line переводчик RU/UA Украинский

Здесь вы можете подписаться на получение по e-mail извещений об обновлениях сайта (для зарегистрированных пользователей)

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ


Мы поддерживаем обмен ссылками с дружественными сайтами. Вы можете установить у себя нашу «
кнопку»:


© При копировании и цитировании материалов обязательна активная ссылка на сайт:

© Николаевское землячество в Москве © 2024


»


webdesign: panko
Счетчик посещений
Хостинг от uCoz


Вы здесьсекунд


Личные сообщения
(Новых: )
 Аналитика и публикации
Главная » Статьи » Аналитические статьи » Николаевское судостроение

Маршал судостроения

В январе 2012 года общественность Николаева и коллективы судостроительных предприятий страны будут отмечать столетний юбилей одного из видных руководителей отрасли А.Б.Ганькевича. 
Мне довелось в течение 1959-1973 годов лично общаться с Анатолием Борисовичем.

 

 С юных лет слышим привычное: «знание - сила». И хотя в трудах английского философа Френсиса Бекона, которому приписывают эту фразу, ее не нашли, вот уже 450 лет именно эти слова отражают содержание современной цивилизации. Но с годами я стал более четко представлять, что одного знания мало. Знание – это как инструмент: как топор, винтовка или компьютер. Мало обладать, нужно еще и уметь им пользоваться. А умение приходит с опытом, в результате труда, по которому и оценивают человека.

Анатолий Борисович Ганькевич директором Черноморского судостроительного завода был назначен осенью 1959 года. До этого он почти 10 лет возглавлял завод имени 61 коммунара, где прошел школу от судового разметчика, старшего мастера, начальника ведущего достроечного цеха. На ЧСЗ в это время завершались работы по выходу в первый промысловый рейс китобазы «Советская Украина», велось строительство «Советской России». Среди судов этого класса по величине и насыщенности современной техникой не было равных в мире.

 

 Придя к руководству заводом, А.Б. Ганькевич продолжал поддерживать все лучшее в деле организации и управления производством, что было создано предшественниками. Сказать, что он был трудоголиком - этого мало. Он был исключительно предан своему делу, с уважением относился к положительному опыту прошлого, обладал огромной работоспособностью, требовательностью к себе и подчиненным. Его умение плодотворно трудиться вдохновляло всех. За час до начала рабочего дня, в 7 часов утра, он уже был на посту и уходил с работы поздно вечером. Анатолий Борисович требовал полной личной ответственности за порученное дело от каждого работника, начиная от рядового рабочего и заканчивая собой, директором завода. Его участие в планерках, которые в то время проводились на важнейших заказах и объектах, дисциплинировало все подразделения и отдельных исполнителей.
На заводе существовала практика – раз в месяц проводить «четырехугольники» цехов и отделов завода, на которых директор, секретарь парткома, председатель заводского комитета профсоюза и секретарь комитета комсомола определяли очередные задачи перед коллективом. Я в то время работал секретарем комсомольской организации завода, которая насчитывала в своих рядах около 5 тысяч человек. Директор ко мне неоднократно обращался с просьбой высветить на щитах БОКСа (боевые окна комсомольской сатиры), которые стояли на главных проходных завода, должностных лиц, срывающих сроки выполнения работ или не выполнивших свои обещания. В то время повсеместно стали внедряться графики сетевого планирования, которые со временем переросли в АСУП (автоматизированные системы управления). Срывы графиков были равносильны чрезвычайному происшествию.



 Анатолий Борисович всегда поддерживал предложения и просьбы комитета комсомола. Благодаря ему впервые во Дворце строителей для молодежи ЧСЗ был проведен бал-маскарад в канун нового 1960 года, несколько экскурсий по Днепру, заводские спортивные олимпиады и многое другое. 
Самому докапываться до всех мелочей, знать суть вопросов – это был стиль работы А.Б. Ганькевича. Он постоянно посещал производственные участки, вникал в состояние дел и проблемы цеха. Когда директору завода докладывали, что все идет хорошо, он останавливал докладчика и предупреждал, что, наверное, есть проблемы, которые тот не заметил или еще не ощутил. А они обязательно, и, скорее всего, неожиданно дадут знать о себе, - так учил директор.
Правилом своей жизни он сделал нацеленность на перспективу. В годы работы первым секретарем горкома партии (январь 1968 – октябрь 1973 г.г.) я несколько раз был вместе с А.Б. Ганькевичем в Минсудпроме, лично у министра Б.Е. Бутомы и видел, как аргументированно Анатолий Борисович ставил вопросы о реконструкции завода, наращивании мощностей судостроительного и машиностроительного производств. По сути, его усилиями был заложен фундамент технического перевооружения завода.
Совершенствование техники и технологии позволило коллективу решать более сложные задачи. В 1960 году головной паротурбинный сухогруз «Физик Вавилов» в Карибском море подвергся ураганному ветру, скорость которого достигала 50 м в секунду. Корабль благополучно выдержал все испытания, тем более что на борту были виновники «карибского кризиса» - ракеты, которые снимались с Кубы. С гордостью мы читали телеграмму капитана, благодарившего черноморцев за добротное судно.
Много внимания и сил уделял Анатолий Борисович не только развитию и техническому перевооружению цехов и отделов завода, но и сотрудничеству с отраслевыми институтами и КБ, входящими в систему Минсудпрома и смежных ведомств оборонного комплекса.


Ежегодно объем производства на заводе возрастал на 7-10 процентов. В период с 1968 по 1973 годы, в частности, были построены для продажи Великобритании, ФРГ, Норвегии, Кувейту и Бельгии девять сухогрузных судов, а в период 1965-66 г.г. два траулера для продажи Греции и Гане. По мнению капитанов и команд суда, построенные черноморцами, в целом превосходили суда многих зарубежных верфей.
В 1972 году завод начал постройку нового супертраулера - рыбозавода типа «Меридиан».
Особой заботой директора и его команды было строительство боевых кораблей для Военно-Морского Флота страны. Сооружение кораблей «Москва» и «Ленинград» требовали совершенно нового уровня технологии и организации производства, усиления связей с заказчиком, конструкторскими, контрагентскими и субподрядными организациями.
На заводе постоянно шла подготовка к решению более сложных задач. Своеобразным экзаменом для коллектива стало сооружение научно-исследовательского судна «Академик Сергей Королев». Следует отметить, что это судно было спроектировано николаевским проектно-конструкторским бюро «Черноморсудопроект», главным конструктором которого был Ю.Т. Каменецкий. 
С гордостью мы вспоминаем, что именно, нам, николаевцам, черноморцам, выпала честь соединить море с космосом и быть пионерами в выполнении многочисленных космических проектов. 4 января 1971 года пришли радостные известия: город Николаев награжден орденом Трудового Красного Знамени, а Черноморский судостроительный завод – орденом Октябрьской революции.
В годы, когда А.Б. Ганькевич работал директором завода, черноморцы выступали инициаторами многих общезначимых дел. Можно вспомнить трудовые вахты в честь знаменательных дат, шефство над селом, строительство методом народной стройки стадиона «Судостроитель» и многое другое.


За время директорства Анатолия Борисовича на заводе выросла плеяда умелых организаторов производства. Не думаю, что уместно называть некоторые имена, чтобы не обидеть других. Под силу им было решение самых сложных задач, финалом которых стало сооружение авианосца «Варяг», и начала строительства авианосца с атомным двигателем «Ульяновск». К сожалению, печальной оказалась их судьба, теснейшим образом связанная с развалом СССР.
Оценивая деятельность Анатолия Борисовича, видя результаты работы черноморцев, я с некоторым пиететом относился к нему лично и понимал, насколько нелегко быть директором многотысячного завода. Присутствуя на заводских конференциях по принятию коллективного договора, я видел, как нередко трудно было директору убедить представителей трудового коллектива в необходимости действовать так, а не иначе. Особенно острыми были проблемы обеспечения должной заработной платы и жильем.

Для него решение социальных вопросов жизни коллектива было так же важно, как и проблемы производства. Сегодня многие николаевцы уже забыли, что такое «абиссиния», «ялты», ЖДП – «железнодорожный поселок», где в основном жили-страдали рабочие завода. Именно благодаря усилиям А.Б. Ганькевича был создан заводской домостроительный комбинат, а под программу строительства авианесущих крейсеров «Киев» и «Минск» Министерством судостроительной промышленности были выделены средства на строительство жилья. Понимая трудности города Николаева с выделением площадок под жилищное строительство, А.Б. Ганькевич вместе со мной в 1972 году ездил в Госплан СССР и Совет Министров СССР с доводами о необходимости увеличения объема сноса ветхого жилья с 12 до 18 процентов. Тогда же, в принципе, был решен вопрос об освоении намывной территории под жилищную застройку черноморцами. Строительство Дворца культуры судостроителей, оборудование в цехах благоустроенных бытовок, столовых, объектов отдыха семей работников завода были постоянно под его контролем. Эту же позицию занимал и его ученик и последователь Ю.И. Макаров.

Анатолий Борисович не был публичным человеком. Он нечасто выступал с открытых трибун, не любил мелькать на страницах газет. Но коллеги-руководители постоянно к нему прислушивались и понимали, а черноморцы уважали и любили. Всем известно, что его по-родственному многие называли «Толя-Боря».


Есть люди, о которых говорят: соль земли. Они способны хранить верность делу своей жизни, какими бы трудными испытаниями эта жизнь не была наполнена. Три десятка лет А.Б. Ганькевич работал директором крупнейших заводов судостроительной промышленности, Кто знает, сколько, говоря языком военных моряков, нештатных ситуаций ему пришлось перенести, выстоять под грузом колоссальной ответственности. За весь период директорской деятельности не было ни единого случая срыва государственного плана или сроков срыва сдачи судов. В судостроении равных ему не было. Анатолий Борисович был удостоен звания Герой Социалистического Труда, он лауреат Государственной премии СССР, награжден несколькими орденами страны, неоднократно избирался делегатом съездов КПСС.

 

 А.Б. Ганькевич – знаковая личность не только для Николаева, а для всей страны. С ним связан этап наиболее динамичного развития судостроения. Его высоко ценили министр судостроительной промышленности СССР Б.Е. Бутома и главком ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков.
И сегодня, отмечая столетний юбилей со дня рождения, мы с гордостью называем Анатолия Борисовича Ганькевича нашим современником – Человеком с большой буквы, Маршалом судостроительной отрасли, память о котором с теплотой и благодарностью хранится в наших сердцах.

Леонид Шараев.


P.S. Леонид Гаврилович Шараев - Крупный партийный деятель Украинской ССР. Член ЦК КПСС (1981—1990). Первый секретарь Николаевского обкома КП Украины с 16 октября 1980 г. по 25 мая 1990 года.
В настоящее время заместитель председателя Николаевского землячества в Киеве.
Категория: Николаевское судостроение | Добавил: hristenko (22.12.2011) | Автор: Христенко ВН e-mail
Просмотров: 2281 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© Николаевское землячество в Москве © 2024