домой   письмо   поиск   карта

ПОИСК ПО САЙТУ:
ПЕСНЯ О НИКОЛАЕВЕ:
КАРТА САЙТА Добро пожаловать на сайт, дорогой Гость — регистрируйтесь! РЕГИСТРАЦИЯ на САЙТЕ ЛИЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ () ЛЕНТА НОВОСТЕЙ - RSS ВХОД
О землячестве  ●  Новости  ●  Справочник  ●  Документы  ●  Статьи  ●  Бизнес  ●  Культура  ●  Совет ветеранов  ●  Женский клуб   ●  Фотографии  ●  Видео  ●  Форум  ●  Контакты  ●  Карта сайта
Меню сайта


Категории раздела
Российско-украинские отношения [164]
Ситуация на Украине, состояние и перспективы российско-украинских отношений
Статьи В. Н. Христенко [10]
Современная публицистика. Автор В.Н.Христенко, Глава Николаевского землячества
Николаевское судостроение [22]
Проблемы и перспективы кораблестроения
Песни о Николаеве
Для прослушивания песни нажмите
«Корабелы»
А. Долуханян — М. Лисянский

«Корабельная сторона»
К.Доминчен—Б.Аров, Э.Январёв

«Николаевский порт»
В. Качурин

«Николаевский вальс»
В. Качурин

«Николаевская мореходка»
В. Качурин



Личные сообщения
(Новых: )
 Аналитика и публикации
Главная » Статьи » Аналитические статьи » Николаевское судостроение

Завод им. 61 коммунара: заинтересован ли кто-то в спасении?

Таких проблем, как сегодня, первая николаевская верфь, наверное, не видела с самого своего основания. Около 30 млн гривен долга перед 1136 оставшимися работниками завода, почти трехлетний долг в Пенсионный фонд, плюс ко всему прямые убытки: долг перед греческой компанией «Laskaridis Shipping», задолженность перед городом за аренду земли… Именно этим живет сегодня старейший судостроительный завод города Николаева.

Прошел уже почти год с того момента, как был уволен бывший генеральный директор Судостроительного завода имени 61 коммунара Игорь Козырев, которого тогда обвиняли во всех бедах предприятия. Ответит ли кто-то за сегодняшнее состояние предприятия - неизвестно, хоть губернатор Круглов обещал, что в отношении, к примеру, того же Козырева будет возбуждено уголовное дело за доведение завода до банкротства. Смена собственника завода с Министерства промышленной политики на Государственный концерн «Укроборонпром», который, по словам многих чиновников, обязан вывести предприятие из тяжелого финансового положения, длится уже почти год - с 1 января 2011 года.

Сегодня в областной администрации заявляют, что завод им. 61 коммунара уже входит в состав «Укроборонпрома», и что этим концерном уже разрабатываются мероприятия по финансовой стабилизации ситуации на предприятии. В то же время исполняющий обязанности генерального директора завода Владимир Михайлюк уверяет, что смена собственника до конца еще не завершена и разработка мер выхода предприятия из кризисного положения пока только на начальном этапе. Таким образом, остается неясным, что же происходит на самом деле с юридическим статусом ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара», и почему до сих пор нет единогласия в этом вопросе между руководством области и завода.
 

Пустующие стапеля

И когда же все эти движения вокруг предприятия принесут положительные результаты и вообще можно ли ожидать сдвигов в одном из самых болезненных вопросов для Николаева – прогнозировать пока никто не берется. Но то, что руководитель «Укроборонпрома», бывший народный депутат Дмитрий Саламатин так ни разу и не появился на заводе – факт, причем факт, который показывает реальное отношение все того же руководства «Укроборонпрома» к проблемным активам. Помнится, губернатор Николаевской области Николай Круглов обещал, что Саламатин все же приедет в Николаев и посетит завод 61 коммунара, но явления барина к трудовому коллективу так и не произошло.  
«Конечно, мы не можем не строить новые корабли. Это нужно обязательно делать, и мы будем это делать», - заявлял в декабре 2009 года в эфире николаевской ОГТРК тогда ещё кандидат в президенты Украины Виктор Янукович. При этом лидер Партии регионов отмечал, что как только станет президентом, обязательно сразу же вернется к вопросу николаевского судостроения. Как оказалось, не все так просто. Ни президенту, ни его команде не удается на николаевских верфях восстановить положительную динамику и стабильность, которая была одним из главных лозунгов Януковича перед выборами. Возможно, конечно, Виктор Янукович попросту забыл о данных на Николаевщине обещаниях.

Хотя не станем лукавить, корабли в Николаеве строятся, но только не на государственном предприятии, а на другом николаевском заводе, владельцем которого является российский бизнесмен Вадим Новинский. В мае этого года во время своего визита в Николаев президент Янукович, отчетливо зная о проблемах завода имени 61 коммунара, не решился посетить его, увидеть воочию глаза потерявших надежду работников госпредприятия, а вместо этого с радостью пребывал на торжественной закладке головного корабля класса «корвет» для Военно-морских сил Украины на ЧСЗ. Именно этому предприятию в этом же месяце Кабмин распорядился выделить 16 млрд гривен на строительство корветов, при том, что стоимость головного корабля оценивается в 2,5 млрд гривен, а серийных – в 2,1 млрд., что в сумме составляет 8,8 миллиардов украинских денег. Кстати, злые языки поговаривают, что эти корабли никто на ЧСЗ строить не собирается, но эта тема уже другой статьи. Так почему же хозяину ЧСЗ, российскому олигарху Новинскому «подают руку», а от «коммунаровцев» явно и открыто отворачиваются?


В ответ на это заместитель губернатора Николаевской области Игорь Катвалюк утверждает, что Министерством обороны Украины был объявлен тендер на строительство кораблей и на основании тендерных предложений и всеобщего изучения состояния предприятий, их технических и технологических возможностей, был подписан контракт именно с Черноморским заводом. Было бы глупо сетовать, если бы заказчиком на строительство этих корветов было частное лицо. Но почему же государство отдает такой большой и «лакомый» для судостроителей заказ именно Новинскому, а не своему государственному предприятию, работники которого так ждут новых заказов и более существенной работы, кроме как облагораживания территории завода и своих рабочих мест? Именно этим важным делом «коммунаровцы» занимаются изо дня в день.


Вместе с тем, на сайте завода им. 61 коммунара отмечено, что «технологические и организационные возможности предприятия позволяют строить современные, высокоэффективные и надежные суда всех типов, а многолетний опыт работы не только в гражданском, но и военном судостроении позволяет с уверенностью сказать, что предприятие способно построить любое судно». Так чем же хуже завод им. 61 коммунара по сравнению с ЧСЗ в строительстве корветов для Вооруженных сил Украины?

Первый вице-президент Ассоциации судостроителей "Укрсудпром” Виктор Лисицкий утверждает, что ЧСЗ лучше всех готов к строительству серий сложных судов и кораблей, так как успел перед распадом Союза провести в 60-80-ых годах глубокую модернизацию «корпусной группы». По мнению Лисицкого, сегодняшние трудности завода им. 61 коммунара – результат проваленной реконструкции, которую не успели провести до 90-ых годов. Не поспоришь с тем, что сегодня конкурентоспособность украинских судостроительных заводов, по отношению к иностранным, падает с каждым годом взросления независимой Украины, которая не уделила должного внимания собственному производству.
 
Тем временем нынешнее руководство завода им. 61 коммунара в лице исполняющего обязанности гендиректора Михайлюка, который управляет предприятием уже больше полугода, все продолжает искать дополнительные источники финансирования - ведет «переговоры с отечественными и зарубежными инвесторами о возобновлении работ по строительству и ремонту судов». И эти поиски затягиваются на года и будут затягиваться независимо от того, кто руководитель и кто собственник завода. Ведь причина в том, что с отсутствием постоянной и полноценной государственной поддержки судостроительной отрасли, государственное предприятие, которое может рассчитывать только на правительство, -  первое, кто теряет свою привлекательность перед иностранными заказчиками. А государство тем временем свои же заказы отдает в руки частных людей, зная, что внимание нынешних европейских заказчиков нацелено на азиатские верфи, а не украинские. Данный факт Виктор Лисицкий комментирует таким образом: «В азиатских странах на достаточно высоком уровне государственная поддержка судостроения. В частности, этим верфям предоставлены льготы и установлены низкие налоговые ставки на импортируемое оборудование и производственное сырье, что позволяет им в короткие сроки выполнять заказы и поставлять продукцию клиентам».

Таким образом, остается совершенно непонятным, чего хочет и ждет наше государство от своих верфей? Бросить на произвол – бросило, но и отдавать не хочет. За последние три года стало четко понятно, что Украина на сегодня не способна содержать на своем балансе крупные машиностроительные предприятия, и перед ней с особой срочностью стоит выбор: либо подсуетится, чтоб на своем горбу завод встал на ноги, либо отдавать на приватизацию – пусть другие поднимают предприятие. Но тянуть, как это делается сегодня, больше нельзя. Пока Президент отдает распоряжение Премьер-министру выдумать меры по финансовой стабилизации завода, пока тот их выдумывает, пока Николай Круглов проводит заседания и советы, пытается заманить в Николаев руководителя «Укроборонпрома», который ни в какую не хочет посещать город корабелов, Судостроительный завод им. 61 коммунара тем временем продолжает реализовывать свои непрофильные активы и основные фонды. А они тоже имеют свой предел, и понятно, что это путь в никуда.  И пока наша власть тянет эту «судостроительную жвачку», переливает из пустого в порожнее, она совсем забывает, что в этот момент 1136 корабелов завода сидят без средств на проживание и теплят надежды на то, что статья 43 Конституции Украины когда-то их защитит и смотивирует наконец управленцев платить за работу своим гражданам.


И тут назревает множество вопросов к председателю профсоюза завода Николаю Головченко, главный из которых состоит в том, почему профсоюз, как защитник интересов работников, не заявляет о себе, не пытается давить на власть и предоставлять ей свои предложения? Головченко считает, что когда Михайлюк станет не исполняющим обязанности, а генеральным директором, когда собственник завода заключит с ним контракт, когда он станет правонаследником, только тогда он сможет спрашивать директора за долги предыдущего директора.

«Я попрошу его выступить перед работниками с речью о его планах, программе по структуризации предприятия, о будущем предприятия и его работников», - рассказывает руководитель профсоюза. И это, к сожалению, все, что входит в планы главы профсоюза? Возникает тогда еще один вполне закономерный вопрос: почему так спокойно себя чувствует человек (председатель профсоюза - авт.), который, как и заводчане, не получает деньги за работу, но имеет возможности и обязанность поднимать шум по этому поводу и реализовывать всяческие механизмы защиты прав и интересов работников? Ведь никто не станет спорить, что если три года работники завода им. 61 коммунара не получают зарплату, то это значит, что и профсоюз не финансируется. Но поведение и бездеятельность главы профсоюза Головченко явно наталкивает на другие мысли.
 

По кому молчит профсоюз?
 
Можно перечесть множество примеров успешных митингов, забастовок, акций протеста, в результате которых людям удавалось добиться защиты своих интересов и прав. К примеру, Налоговый майдан. Но господину Головченко это, видимо, неинтересно.
 
После смерти Игоря Бойко, который поднимал людей на митинги, работники завода запуганы тем, что причиной его смерти, по словам отдельных людей, могла стать его активная профсоюзная деятельность. Вероятно, именно поэтому с февраля 2010 года ни один из профсоюзов завода им. 61 коммунара ни разу не обратил на себя внимания - второго Игоря Бойко так и не нашлось. А ведь вышедшие на улицу «коммунаровцы», заострив внимание всех на их нарушенное право на вознаграждение за труд, смогли бы заставить власть значительно ускориться в принятии конкретных решений.
 
Сам же руководитель завода Владимир Михайлюк всячески старается избегать контакта с журналистами: отказывается от устного интервью, в ответ на письменный запрос присылает письмо в желтом советском конверте. В письме ноль информации по сути, лишь отписка о том, что якобы запрашиваемая информация является коммерческой тайной. Каким образом результаты поездки Михайлюка в составе государственной делегации в Грецию является коммерческой тайной предприятия, которое, на минуту, является государственным? Кроме того, Владимир Михайлюк считает, что завод не подпадает под признаки субъектов гражданских отношений в сфере доступа к публичной информации и поэтому рассказывать журналистам о делах на своем предприятии ему незачем. Что и зачем  скрывает директор завода перед своими отчаявшимися работниками?
 
Михайлюк отказался отвечать на вопрос, какие частные фирмы, и на каком основании реализовывали заказы завода им. 61 коммунара по судоремонту, хотя глава заводского профсоюза Головченко утверждает, что подобное происходило при директоре Козыреве. Но то, что какие-то «левые» фирмы обслуживали судоремонтные заказы завода в то время, когда сами работники сидели без работы и зарплаты, подтверждают сами сотрудники завода. Владимир Михайлюк решил не проливать свет на эту тайну...

Пока руководитель завода скрывает от журналистов любую информацию, председатель профсоюза бездействует, а губернатор Круглов разбирается с «фронтовиками» по поводу завода «Океан», у завода им. 61 коммунара остается совсем немного выходов. Либо финансовую ситуацию завода может стабилизировать государственный бюджет, либо чудо-инвестор, которого заинтересует завод в таком состоянии, либо приватизация завода, о которой уже когда-то думал Вадим Новинский.

В любом случае, уже сегодня, а скорее ещё вчера, нашим властям необходимо принимать четкие решения и проявлять свой профессионализм в менеджменте, если, конечно, это возможно. Появится ли кто-то заинтересованный в спасении «промышленного сердца Николаева»? Ждать времени больше нет. На кону – гордое звание города корабелов, о котором вскоре придется только вспоминать с грустью.

Андрей Лохматов
http://www.pn.mk.ua/articles/48929.html
Категория: Николаевское судостроение | Добавил: hristenko (19.11.2011) | Автор: Христенко ВН e-mail
Просмотров: 1501 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© Николаевское землячество в Москве © 2020
Дневник сайта


Погодный информер
Нажмите на картинку
Курс валют:
ТЕКУЩИЙ ОБМЕННЫЙ КУРС
ГРИВНЫ в НИКОЛАЕВЕ

Курсы валют

Курс валют НБУ
Курсы НБУ

Курс валют ЦБРФ
Курсы ЦБ РФ
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
Загружается.
Как Вам сегодня живется в Москве, земляки-николаевцы?
Всего ответов: 184
Посещения сайта


yandex.metrika

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 5
Гостей: 4
Пользователей: 1
gingervx69
********************* Николаевское землячество
Наша кнопка
Страны гостей:
География посещений
Посетители он-лайн
СМС бесплатно:
МТС
МТС
Билайн
Билайн
Мегафон Москва
Мегафон
Київстар
Київстар

Астелiт

Утел
Исправить ошибку:
Система Orphus
Обратная связь:
Напишите сообщение администратору сайта
Время на странице:
Вы на этой странице уже:
мин / сек

Вы на этой странице

 секунд

Русский Украинский On-line переводчик RU/UA

домой   письмо   поиск   карта

Наверх
© Николаевское землячество в Москве © 2020  Песня о Николаеве:
Домой »
webdesign: panko
Счетчик посещений
Хостинг от uCoz


Здесь вы можете подписаться на получение по e-mail извещений
об обновлениях сайта (для зарегистрированых пользователей)

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

© При копировании и цитировании материалов обязательна активная ссылка на сайт.
Мы поддерживаем обмен ссылками с дружественными сайтами.
Вы можете установить у себя нашу «
кнопку»: