Имя Степана Осиповича Макарова известно каждому жителю Николаева и буквально с пеленок вызывает закономерную гордость и уважение. Его заслуги в мореплавании непререкаемы и являются национальным достоянием как Украины, где он родился и прожил первые годы своей жизни, так и России, которой он верой и правдой служил до последнего своего вздоха. Рассказывая о Макарове, нет смысла повторять и повторяться о его научной деятельности, сказать что-то новое вряд ли возможно, а вот поговорить о его семейной жизни любопытно. Хотя бы потому, что большинство из нас о ней практически ничего не знает.
Степан Осипович холостяковал до тридцати лет – за учебой да войнами было не до женитьбы. А, может, не встретилась та, которая согласилась бы сменить спокойную светскую жизнь на неопределенный статус жены морского офицера, проводившего больше времени в море, чем дома. Ведь известное выражение Макарова «в море – значит дома» имеет знаменательное продолжение: «на берегу – значит в гостях». Это как раз о Степане Осиповиче.
В 1878 году закончилась русско – турецкая война и многие корабли российского флота были задействованы для перевозки из Европы в Россию сначала войск, а затем и гражданских пассажиров. Капитаном одного из таких кораблей – парохода «Великий князь Константин» - был Степан Осипович Макаров. Нельзя сказать, что ему нравилось плавать по Черному морю и перевозить людей из одного порта в другой. Скорее, это его утомляло и раздражало, ведь он к тому времени уже был известным ученым и мореплавателем, и задачу свою видел несколько иной.
Но вот однажды в Константинополе на борт его корабля поднялась миловидная девушка с изысканными манерами – Капитолина Николаевна Якимовская, возвращавшаяся с семьей из Европы домой. При виде пассажирки капитан сначала остолбенел, а затем сердце его забилось в такт паровому двигателю корабля, и Степан Осипович понял, что влюбился сразу и безоглядно. Он не расставался с Капитолиной Николаевной целыми днями, рассказывал ей о тех морях, в которых он плавал, и приключениях, которые ему пришлось пережить. Якимовская была благодарной слушательницей, к тому же ей льстило внимание такого известного человека, каким был Макаров. К концу рейса он сделал ей предложение, и она его приняла. Кому-то может показаться, что нынешним стандартам красоты она и не соответствовала, но восприятие этой самой красоты – дело сугубо субъективное… Они обвенчались в Одессе 2 сентября 1879 года.
Капитолине Якимовской было девятнадцать лет. Она происходила из родовитой дворянской семьи и очень гордилась этим. Отец Капитолины Николай
Федорович Якимовский – капитан 1-го ранга. Одна из сестер – Юлия – имела замечательный голос, училась пению в Италии, но на сцене стеснялась выступать из – за полноты. Вторая сестра – Александра – была женой инженера Карышева. Воспитание Капитолина Николаевна получила в Бельгии в иезуитском монастыре. Остается загадкой, как потомственная дворянка, свято соблюдавшая все правила и традиции своего сословия, решилась выйти замуж за человека известного, но не богатого, дворянина, но не родовитого, ведь отец Макарова, Осип Федорович, получил дворянство не по наследству, а по заслугам буквально за несколько месяцев до рождения Степана. Как бы то ни было, но Макаров получил согласие на брак, высадил невесту в порту и тут же отправился в очередной рейс. Свадьбу они ждали больше года, ибо влюбленный капитан ни на секунду не забывал о своей службе и своем долге. Он пишет невесте в Париж: "Тебе, вероятно, удастся увидеть в Париже электрическое освещение Яблочкова... Я пишу ему сегодня письмо и прошу выслать несколько его свечек для опыта и, если можно, то и наставление к употреблению".
Капитолина Николаевна Макарова (урожд. Якимовская)
О чем это говорит? Наверное, о том, что в супруге Степан Осипович хотел видеть прежде всего помощника и единомышленника. Биографы адмирала на вопрос «был ли Макаров счастлив в браке?» дают однозначные ответы. И Сергей Николаевич Симанов и Борис Генрихович Островский утверждают, что не был: « Степан Осипович Макаров познакомился со своей будущей женой Капитолиной Николаевной Якимовской, брак с которой не принес ему счастья». Ей в вину ставится ветреность, непостоянство, огромные долги и даже супружеская неверность, чему есть документальные доказательства. Сохранилась любовная переписка Капитолины Николаевны с одним известным адмиралом, имя которого в печати не называется. Но кто возьмет на себя смелость обвинять или оправдывать по сути еще девчонку, искавшую в замужестве любовь и обожание, а получившую томительное ожидание отсутствующего подолгу супруга?
На мой взгляд, Макаров не был в браке ни счастливым, ни несчастным. Он был удовлетворен. Жизнь у него складывалась согласно его представлениям о положении мужчины в обществе. У него было все, что он считал самым важным и необходимым: безбрежное море науки и тихая семейная гавань, где можно на время укрыться и согреться душой от жизненных штормов и потрясений. Он радуется каждой возможности пообщаться с супругой, несмотря на проблемы, которые она создает: «Слава богу, долги наши к июлю будут уплачены... - с нескрываемой радостью пишет Макаров в одном из писем. - Я со своей стороны тоже буду откладывать сколько можно, и, бог даст, по возвращении жизнь наша так сложится, что мне не придется высунув язык бегать по городу искать 25 рублей». Кто знает, может быть, долги, которые успевала делать Капитолина Николаевна, и были одним из тех стимулов, которые подвигали его на все новые и новые открытия?
С.О. Макаров с семьёй на отдыхе
Любопытно, что он знает все недостатки и пороки своей жены и понимает, что их уже не исправить. Главное, чтобы дочери росли не такими, как мать: «Приучай детей к труду и не говори им ничего такого, что бы могло сделать из них пустых франтих. Пожалуйста, не наряжай очень Олю. Я не хочу, чтобы из нее вышла франтиха, которая будет жертвовать мужем для того, чтобы на балах блистать своей талией. Я надеюсь, что тебе удастся сделать из нее разумную женщину». Привыкший с детства к труду, Макаров хотел, чтобы и дети его знали и ценили труд. Ведь только то, что заработано своим трудом, имеет ценность и приносит если не счастье, то удовлетворенность. Но супруга не внемлет просьбам мужа.
Макаров С.О. в кругу семьи
В феврале 1904 года Макарова на русско-японскую войну провожает вся семья: жена, дочь Александра, которую все называют Диной, и двенадцатилетний сын Вадим. Сын серьезен, дочь в слезах. Серьезен и Степан Осипович. Он вполголоса дает последние указания Капитолине Николаевне. Их суть становится ясной из письма, отправленного адмиралом 19 февраля 1904 года из Харбина: "Я телеграфировал Федору Карловичу (морской министр адмирал Авелан – Н.П.) о выдаче тебе 5400 руб. Получив столько денег, ты прежде всего захочешь подновить туалеты, и таким образом деньги эти быстро исчезнут... Очень прошу тебя быть благоразумной, у нас уже было много примеров, что мы сидели без денег... Теперь неприлично тебе и Дине наряжаться в большие шляпы. Вы гораздо более выиграете, если будете держать себя скромнее. Пожалуйста, еще раз прошу тебя поберечь деньги, имей в виду, что, если ты истратишь 5400 р. или часть их, то я тебе ничего не переведу впоследствии. В первые два месяца с меня будут вычитывать все увеличение жалованья, так как я оставил тебе доверенность на 1200 р. Месяц я не получу здесь береговых почти ни копейки. Только потом начнет кое-что оставаться, но надо приберечь".
Капитолина Николаевна Макарова на костюмированном балу в Зимнем Дворце 11 февраля 1903 г.
Вняла ли она его просьбам – неизвестно, но то, что по прошествии многих лет тосковала о своем безвременно погибшем муже, совершенно очевидно. В марте 1930 года во французском городе Ментон скончался последний морской министр царского правительства адмирал Иван Константинович Григорович. На отпевании адмирала вместе со многими русскими офицерами присутствовала едва ли не единственная женщина - Капитолина Николаевна Макарова. И вряд ли это была только обычная дань вежливости по отношению к усопшему соотечественнику…
В 1882 году у Макаровых родилась старшая дочь, Ольга. В это время Степан Осипович в должности флаг- офицера отряда шхерных кораблей балтийского флота участвует в перевозке войск из Петербурга и его окрестностей в различные районы финского побережья. Зимой того же года обрабатывает доставленный с Босфора гидрологический материал. Едва закончив одно дело, он тут же принимается за другое. На семью времени нет. В 1888 году в возрасте шести лет Ольга умирает.
Вдова адмирала С.О. Макарова Капитолина Николаевна (третья справа в нижнем ряду) на приёме в честь прибытия английской эскадры в Кронштадт 1913 г.
В 1886 году родилась вторая дочь – Александра. Макаров отправляется в кругосветное плаванье на корвете «Витязь». Он возвращается в Кронштадт в мае 1889 года, когда дочери исполнилось три года. Ее судьба сложилась благополучно, если считать благополучием пропажу первого мужа и эмиграцию после Октябрьской революции. После гибели Степана Осиповича в 1904 году Александра Степановна была назначена фрейлиной при дворе Николая II, а в 1906 году вышла замуж за ученого – агронома Льва Викторовича Голубева – представителя известной фамилии промышленников и меценатов. Семья Голубевых владела недвижимостью в Петербурге, Брянске и Киеве, имела большое загородное поместье в Пархомовке на территории современной Днепропетровской области. Сам Лев Викторович был человеком незаурядным. Камергер двора Николая II, он мало интересовался жизнью высшего света. Зато имел дипломы Королевской Прусской земледельческой академии, Рейнского Университета, и многих других аграрных заведений.
В Петербурге Александра Степановна с 1906 по 1914 годы жила в доме №10 по Большому проспекту Васильевского острова. Все вокруг знали, что она дочь знаменитого адмирала, и дом, в котором она жила, назывался «макаровским». До 1929 года в этом доме находился бронзовый бюст адмирала Макарова, выполненный немецким скульптором Шлейфером. Бюст этот был свадебным подарком Льва Викторовича Голубева.
Степан Осипович Макаров на отдыхе в Саках с супругой Капитолиной Николаевной и дочерью Диной. 1902 г.
Жизнь ее складывалась безоблачно, пока в 1918 году при невыясненных обстоятельствах бесследно не исчез Лев Викторович. Александра Степановна находилась в то время в Швейцарии, где лечила сына Вадима. После пропажи мужа возвращаться в Россию она не решилась, переехала во Францию, где вышла замуж за графа Капниста. Скончалась графиня Капнист в Париже в 1982 году в возрасте девяноста шести лет. Как сложилась судьба ее сына Вадима, сказать трудно, данных об этом нет. Известно только, что и он вместе с матерью и бабкой Капитолиной Николаевной жил во Франции.
Вот как сложилась судьба у сына Степана Осиповича Макарова – Вадима, в честь которого назвала своего сына старшая сестра Александра. Вадим родился в семье военного моряка, и вопрос о выборе профессии перед ним не стоял. В 1906 году он без всякой протекции поступил в Морской корпус. Отсутствие в свое время мужского воспитания в семье сказывалось на усвоении им азов воинского воспитания, но со временем Вадим Макаров стал одним из лучших курсантов корпуса. В 1912 году он заканчивает корпус и в звании корабельного гардемарина отправляется в учебное плаванье на крейсере «Россия». Через полгода был произведен в мичманы и направлен для прохождения службы на крейсер «Адмирал Макаров». Здесь Вадим прослужил четыре года, получил звание лейтенанта и многочисленные знаки отличия за личное мужество. Совершенно случайно интернете я обнаружил предсмертное письмо С.О. Макарова сыну:
«Дорогой мой сыночек! Это мое первое письмо, посланное именно тебе, а не в отрывках в письмах к маме, как бывало ранее. Ты уже подросток, почти юноша. Но я обращаюсь к тебе с другого конца России, как уже взрослому мужчине. Письмо посылаю своему старому другу в Кронштадт. Он найдет способ передать тебе в руки. Тут идет жестокая война, очень опасная для Родины, хотя и за пределами ее границ. Русский флот, ты знаешь, творил и не такие чудеса, но я чувствую, о чем ты пока никому не скажешь, что нам, и мне в том числе, словно бы мешает — не адмирал Того, нет, а как бы сбоку подталкивают, как бы подкрадываются сзади. Кто? Не знаю! Душа моя в смятенье, чего я никогда не испытывал. Начинаю уже чего-то улавливать, но смутно пока. Вот Верещагин Василий Васильевич что-то пытается объяснить, но сбивчиво, как все художники и поэты... Вот такое у меня настроение, сынок. Но знаешь об этом пока ты один. Молчи, как положено мужчине, но запомни. И еще объясняю тебе, почему адресуюсь помимо нашей любимой мамы. Запомни на всю жизнь: на женщин никогда нельзя перекладывать тяготы нашей мужской доли. Иной болван и трус может заявиться домой чуть ли не в слезах и супруге своей с порога: «Вот на войну посылают вроде. Стоит ли?» Что скажет тут любящая мать, жена, сестра? «Ни за что погибнешь. Ты у нас один. Отклонись уж как-нибудь». По-женски понятно, что с них взять. Но настоящий мужчина должен явиться домой бодрым и сказать: «Ну, дорогая, собирай меня в дорогу. Тут на границе веселое дело предстоит». Она поплачет, соберет тебя и успокоится, положившись на волю Божью. Обнимаю тебя, сынок. Учись старательно. Помогай маме и сестре. Бога бойтесь, царю служите. Твой Макаров - старший».
С.О. Макаров с дочерью
В мае 1912 года младший унтер-офицер Вадим Макаров был произведен в корабельные гардемарины и в числе лучших воспитанников осенью этого же года направился в учебное плавание на крейсере «Россия». Гардемарины посетили острова Мадейру, Канарские, Виргинские и Антильские. Плавание продолжалось более полугода. И на борту крейсера в октябре 1912 года все корабельные гардемарины были произведены в свой первый офицерский чин. Мичман Макаров получил назначение на крейсер «Адмирал Макаров». Летом 1913 года в Кронштадте при большом стечении публики открывался памятник его отцу. На Кронштадтском рейде был собран практически весь Балтийский флот. А на самой большой площади старинной российской морской крепости собрались, как тогда говорили, первые персоны флота и царского двора. Присутствовали и последний российский император Николай II с императрицей. В воспоминаниях А. Зернина красочно описывается эта церемония: «К намеченному часу все свободные от вахты офицеры, в белых кителях при сабле, съехали на берег и собрались на площади перед Морским собором. У подножья монумента с одной стороны почетный караул, с другой взвод матросов крейсера „Адмирал Макаров", у них на фланге — сын адмирала, Вадим Макаров, молодой мичман, почти юноша ( Вадиму недавно исполнился 21 год. — И. К.). Тут же поблизости — вдова адмирала и ее дочь с мужем». Прозвучали торжественные речи, наступила пора сдернуть белое полотнище, закрывающее памятник. Но произошла заминка: полотнище не сдергивалось. Общую растерянность прервала четкая команда мичмана Макарова, который вместе с матросами бросился к памятнику и опустил запутавшееся полотнище. Зернин также приводит интересный разговор, свидетелем которого он стал. Кто-то из старшего морского начальства, имя которого не приводится, обратился к флаг-капитану Николая II адмиралу Нилову с вопросом, не следует ли по случаю такого торжества зачислить сына адмирала в флигель-адъютанты императора. А. Зернин по памяти цитирует ответ: «Что вы, голубчик, — ответил нехотя флаг-капитан,— он только полгода тому назад произведен в офицеры, разве можно его, еще не имеющего никакого служебного опыта, ставить на одну доску с его отцом?»
На крейсере Вадим Макаров прослужил более двух лет. На нем и встретил начало Первой мировой войны, находясь в дозоре в составе бригады крейсеров Балтийского флота. Вскоре крейсер был привлечен к минным постановкам в Финском заливе, чтобы преградить путь немецкому флоту к столице страны. За участие в миннозаградительной операции недалеко от Данцигской бухты в конце 1914 года Вадим Макаров был награжден своим первым боевым орденом св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом. (Мечи и бант говорили о том, что орден получен за участие в боевых действиях.) На крейсере «Адмирал Макаров» существовал обычай награждать офицеров, прослуживших на нем два года, специальным золотым жетоном с названием корабля. Так мичман Макаров стал обладателем жетона, на котором было выгравировано имя его отца. В кампанию 1915 года крейсер принимал участие в активных боевых действиях, а мичман Макаров «за мужество и распорядительность, проявленную в бою с германскими крейсерами у острова Гогланд» был награжден орденом св. Анны 4-й степени. Знак этого ордена крепился на эфесе сабли и кортика, и там же помещалась надпись: «За храбрость». В начале 1916 года по личной просьбе переводится в Минную дивизию и зачисляется слушателем офицерских артиллерийских классов. Минная дивизия в то время комплектовалась новыми эсминцами типа «Новик» — последним словом тогдашнего военно-морского кораблестроения. Многие офицеры стремились попасть на эти корабли, не имеющие тогда аналогов в других странах. Зачисленный на один из таких эсминцев — «Орфей», Макаров принимает активное участие в доводке артиллерии корабля. Нужно было не только самому разобраться в новой артиллерии, но и научить всему матросов. Особенно остро стояли вопросы управления артиллерийским огнем. Обо всех этих трудностях Вадим Макаров вспоминал уже в Америке. В конце 1916 года Вадим Макаров производится в лейтенанты. Макаров отрицательно отнесся к революции 1917 г. Вот что он сам писал об этом периоде: «...к тому времени (апрель 1917 года.— И. К.) революция мне настолько опротивела, и было столь очевидно, что флот развалится в ближайшие три месяца, что оставаться на флоте не имело никакого смысла. Пользуясь некоторыми связями, которые у меня имелись, я устроил себе командировку за границу и в мае месяце 1917 года выехал из России, получив назначение в Америку помощником военного агента».
На новой должности в США Макаров провел около полутора лет. Он исправно исполнял свои служебные обязанности, читал лекции офицерам американского морского генерального штаба и артиллерийского управления. После приезда в США российской военно-морской миссии под руководством адмирала Колчака Вадим Макаров был назначен его флаг-офицером. Еще ранее он получил патент на прибор управления зенитным артиллерийским огнем и в Америке доводил его для практического применения.
Члены русской морской миссии в США. Вверху второй слева- лейтенант В.С. Макаров. Сидит в центре- Адмирал А.В. Колчак. Фото 1917 г.
В октябре 1918 года, узнав о начавшейся гражданской войне, Вадим выехал во Владивосток, а оттуда стал пробираться в Омск. В город он прибыл после переворота, вознесшего Колчака на пост верховного правителя России. Немного прослужив в Морском министерстве колчаковского правительства, Вадим уходит в строй, принимая активное участие в переоборудовании гражданских судов в боевые корабли. Он разрабатывает проект специальной установки для сухопутных орудий, устанавливаемых на верхних палубах. Формально Вадим не имел инженерного образования, но прекрасное образование, полученное в Морском корпусе, и талант изобретателя возместили отсутствие диплома. В этот период он последний раз встретился с адмиралом Колчаком. В книге И. Ф. Плотникова следующим образом описывается эта встреча: «В феврале 1919 года адмирал Колчак посетил Пермь. К его вагон-салону подошел морской офицер и попросил охрану и дежурного адъютанта доложить, что он, лейтенант Вадим Степанович Макаров, просит адмирала принять его... Колчак чрезвычайно тепло встретил Макарова, обнял его. Долго беседовали. Колчак хотел обезопасить сына боготворимого им адмирала от возможной гибели, и он предложил ему перевод в Морское министерство. Вадим отказался». В начале навигации 1919 года Макарова назначают флагманским артиллеристом Камской флотилии. Он принимает участие в боях против кораблей красных. После отступления Белой армии Колчака на восток Вадим Макаров участвует в организации Обь-Иртышской белой флотилии, в которой командует дивизионом канонерок на Иртыше. После отступления Белой армии в 1920 году Вадим возвращается в США. Вначале он устраивается на артиллерийский завод, где внедряет в производство запатентованное собственное изобретение. Это был угловой указатель для стрельбы противовоздушной артиллерии. Затем он организует собственные фирмы. Одной из первых была небольшая компания, которая начала выпускать изобретенный им гидравлический подъемник для станций обслуживания автомобилей, затем последовала работа в нефтяной компании, где он внедрил свое другое изобретение — алмазное сверло для бурения нефтяных скважин. В 1923 году Вадим переезжает в Нью-Йорк и учреждает фирму Makaroff & Со, которая просуществовала до 1946 года. На счету Вадима было двадцать патентов на изобретения. Вадим Макаров был прекрасным теннисистом и яхтсменом. Сконструированная им собственная яхта «Vamarie» была построена на одной из лучших верфей Германии и принимала участие в десяти океанских гонках. Когда возраст уже не позволял участвовать в соревнованиях, Макаров подарил эту яхту Морской академии в Аннаполисе — учебному заведению, готовившему офицеров военно-морского флота США. Вадим Макаров был деятельным членом Общества бывших русских морских офицеров в Америке, созданного в 1923 году (с 1953 года Общество офицеров Российского императорского флота в Америке). Он участвовал во всех мероприятиях общества, жертвовал немалые средства на помощь своим собратьям по эмиграции. Нужно отметить, что Вадим был одним из организаторов и долгие годы вице-президентом известного Толстовского фонда. В своем завещании он пожертвовал фонду 100 тысяч долларов, немалую сумму по тем временам. Вадим Макаров собрал большую личную библиотеку, которую также завещал России. Ныне она хранится отдельным фондом в главной библиотеке страны. На свои средства издал в 1934 году книгу о своем отце.
В 1962 году Вадим Степанович перенес тяжелую операцию, а 2 января 1964 года скоропостижно скончался в Нью-Йорке. Похоронили его в городе Бирмингеме, штат Алабама, где похоронена его жена. Через два года после кончины Вадима Макарова в Лейквуде (штат Нью-Джерси) на территории общества «Родина» в специально построенном помещении был открыт Русский морской музей. Он был создан на средства Вадима Макарова и вдовы российского моряка-эмигранта Федотова — Уайт. Музею было присвоено имя адмирала Степана Осиповича Макарова. Количество экспонатов значительно превышало возможности музея, и часть из них была передана в Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге. Кроме уже упомянутых ста тысяч долларов, завещанных Вадимом Толстовскому фонду, он завещал 180 тысяч своим друзьям. Значительную часть наследства Вадим Макаров завещал своей сестре и ее сыну Вадиму, которые в то время жили во Франции. После смерти отца его старшая сестра Александра была принята фрейлиной при дворе императора Николая II, а в 1906 году вышла замуж за Льва Голубева. Он пропал без вести в 1918 году. Александра жила тогда в Швейцарии из-за болезни сына, а затем переехала во Францию. Там она вторично вышла замуж за графа Капниста. Графиня Александра Степановна Капнист (урожденная Макарова) скончалась в Париже в 1982 году, пережив своего младшего брата на восемнадцать лет. Мать Вадима Макарова после большевистского переворота также эмигрировала во Францию, где и скончалась в феврале 1946 года в городке Антаб, недалеко от Ниццы. Нам известно, что у Вадима Макарова в Америке были дети, но проследить их судьбу пока не представилось возможным.
Капитолина Николаевна Макарова скончалась в феврале 1946 года в городке Антаб, недалеко от Ниццы в возрасте восьмидесяти семи лет.
На этом можно было бы и закончить рассказ о семье великого ученого и отважного флотоводца, волею судьбы разбросанной по всему миру, если бы не одна давняя история. В студенческие годы я одно лето подрабатывал инструктором на турбазе «Южный Буг» в Варваровке. Встречал группы со всего Союза, организовывал им экскурсии и досуг, возил по городу. В общем, ничего особенного, если бы однажды мой институтский приятель Даня Кит не спросил меня, указав на одну из экскурсоводов тогдашнего экскурсионного бюро: «Ты знаешь, кто это? Внучка адмирала Макарова»! Тогда я не придал этому значения, а теперь вот вспомнил и решил выяснить что возможно о потомках знаменитого адмирала. Я подумал, что в нашем городе просто никаким образом не может быть ни одного родственника адмирала. Но вот в книге Б.Г.Островского «Адмирал Макаров», изданной еще в 1954 году, нашел фотографию, подпись под которой гласила: «Кораблестроительный институт имени С.О. Макарова в г.Николаеве. Кабинет имени С.О. Макарова. В центре внучка С.О. Макарова – М.И. Орлова». Попытки установить, что это за внучка, успехом не увенчались. Единственное, что удалось найти в одной из статей Вячеслава Чунихина, так это упоминание со ссылкой на газету «Бугская зоря» от 5 января 1949 года о посещении СШ №15 внучкой С.О. Макарова. Внучка ли? Вряд ли дети адмирала Макарова, покинувшие Родину, оставили здесь своих детей. Может быть, внучка одной из сестер Степана Осиповича - Анны или Елизаветы? Анна вышла замуж за морского офицера Николая Прокофьевича Скрынникова, служившего на Дальнем Востоке. Возможно, что во время войны России с Турцией Н.П. Скрынников с семьей тоже переехал в Николаев, ведь он был человеком военным. На сайте www.dag.com.ua/article.php?id=55 обнаружил, что неподалеку от современного Музея истории судостроения и флота некогда проживали родственницы С.О. Макарова – М.Н. Орлова и З.Г Потомьянова. Можно предположить, что М.Н. Орлова – имеет отношение к старшей сестре адмирала – Анне Осиповне, которая в статье названа Анастасией: мужа Анны Осиповны звали Николай Прокофьевич, хотя это только мое предположение..
Дом в Николаеве, в котором родился С.О. Макаров
О том, была ли замужем младшая сестра - Елизавета, и были ли у нее дети, я упоминаний не встречал. Знаю только, что она была болезненной и капризной. Старший брат - Иван – умер молодым, и детей у него, как считают биографы, не было. Но одно сообщение в интернете от некоего Евгения ставит это утверждение под сомнение: «С ранних лет мне моя бабушка говорила, что мы исходим из рода адмирала Макарова, ее дед Иван Осипович Макаров - брат вице – адмирала Макарова…». Был еще брат Яков. Сын Якова – Василий Яковлевич Макаров – был священником, протоиереем, кроме того – корреспондентом Николаевской физической обсерватории, что говорит о его образованности. Жена Василия – православная писательница Александра Ивановна Макарова – Мирская. У Василия была дочь. Внучку Василия Яковлевича зовут Нина Сухорукова, она разыскивает в интернете потомков адмирала С.О. Макарова, следовательно, своих дальних родственников. Она живет в Москве. Скорее всего, это журналистка и поэтесса Нина Ландышева. Почему «скорее всего»? Да потому, что один и тот же текст о родстве с Василием Макаровым на разных сайтах подписан Ниной Сухоруковой и Ниной Ландышевой. Похоронен В.Я. Макаров в Красноярске на Троицком кладбище.
Еще одна находка в интернете: МАКАРОВА ЕВГЕНИЯ ГЕОРГИЕВНА 1896, г. Калиш (Западная Польша) - 1981, г.Киев. Родилась в семье офицера. Племянница адмирала Макарова. Работала школьной учительницей. Во время войны участвовала в партизанском движении. Имела награды. После войны жила в г.Киеве. Муж ЖИВЛЮК НИКОЛАЙ ИОСИФОВИЧ 1886-1936. Ее сын и внуки проживают в настоящее время в Москве. Попытка связаться с ними по электронному адресу, указанному в интернете, ни к чему не привела: сервер сообщил, что адресат не может принять мое письмо. Загадочной пока остается судьба младшей сестры Степана Осиповича – Елизаветы. Известно, что Осип Федорович Макаров в 1876 году вернулся из Николаевска – на – Амуре в Николаев, где и умер в 1878 году. Скорее всего, с ним вернулась и Елизавета. Здесь она, вероятно, вышла замуж. Но дальнейшая ее судьба мне неизвестна
В близком родстве с С.О. Макаровым состоял И. А. Макаров – известный российский яхтсмен, неоднократный победитель регат крейсерских яхт в Санкт – Петербурге в 80-х годах 19-го века. Знакомством с И.А. Макаровым гордились члены царствующей фамилии…
Также в Санкт – Петербурге, а, вернее, в Ленинграде, проживал еще один родственник С.О. Макарова – племянник В.А Тихонов с внучатой племянницей М.В. Тихоновой.
По материалам:
Пономаренко Н.В. http://www.bazar.nikolaev.ua/print/473
Куклин И. http://magazines.russ.ru/neva/2007/10/ku19.html
http://tsushima.su/
http://wap.kortic.borda.ru/